>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

       

Учебник для 8 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Заключение

Вы прочитали учебник и увидели, как в ходе модернизации на смену традиционному обществу пришло общество индустриальное, как изменялись духовный мир человека, его повседневная жизнь. Что же произошло за 100 лет развития индустриального общества?

XIX век — время, когда меняется политическое устройство государств. Уходят в прошлое абсолютные монархии, уступая место монархиям ограниченным (конституционным) и республикам. Активно развивается парламентская деятельность.

Идёт процесс формирования правовых государств, где законодательная, исполнительная и судебная власть разделены. Такие государства гарантируют права личности, провозглашают равенство граждан перед законом.

В правовом государстве общественная жизнь регулируется правом, нормы которого возведены в закон и обязательны для всех. Центральное место в системе закона занимает конституция государства.

На примере истории отдельных стран вы узнали, как неуклонно, хотя иногда медленно и болезненно, шёл процесс формирования гражданского общества — общества, где люди, осознавая свои права и обязанности, были способны объединиться для осуществления и защиты своей свободы. Вы видели, как рушились сословные и корпоративные преграды, как формировались органы местного самоуправления, создавались союзы и политические партии, добивались уравнения в правах с мужчинами женщины, провозглашалась и гарантировалась свобода совести. Священное слово «свобода» стало пониматься как «право делать всё, что дозволено законом».

В XIX в. ослабляется влияние религии на сознание человека, в ряде государств образование становится светским и церковь отделяется от государства.

Возрастает роль науки, без неё была бы невозможна промышленная революция. Железные дороги, пароходы, автомобили, самолёты, электрическое освещение, телефон, телеграф и многое другое меняют жизнь человека.

Промышленная революция способствовала высоким темпам развития производства, что во второй половине XIX в. привело к индустриализации в странах Западной Европы.

В XIX в. большие изменения происходят в составе общества: уменьшается экономическая и политическая власть аристократии, более могущественной становится буржуазия; численно сокращается крестьянство, ему на смену идёт фермерство; появляется средний класс.

В XIX в. революции следовали одна за другой. После Французской революции XVIII в. одна только Франция пережила ещё три потрясения — революции 1830, 1848 гг. и Парижскую коммуну. А 1848 г. — знаменитая «весна народов», когда вся Западная и Центральная Европа поднялась на борьбу за демократию. Опыт XIX в. показал, что революции возникают там, где правящие круги не используют реформы для разрешения существующих противоречий.

К концу XIX в., с развитием правовых государств и гражданских обществ, появились возможности для проведения социальных реформ. Государство всё чаще берёт на себя роль третейского судьи, защищая интересы различных слоев общества. В последней трети XIX в. социальные реформы активно проводят в Англии, Германии, во Франции и в США.

В XIX в. в европейском обществе оформились три основных социальных учения: либерализм, консерватизм и социализм. Каждое из них имело свои взгляды на пути развития общества и права личности.

Религиозные войны, преобладавшие в Средние века и раннее Новое время, в XIX в. стали исключением. Но бурный процесс формирования наций и национального самосознания привёл к войнам за расширение национальных границ и создание национальных государств.

Большие изменения происходили и в традиционных обществах. Страны Азии и Африки оказались не защищенными перед натиском индустриально развитых государств Запада. Угроза потери независимости вынуждала некоторых из них предпринимать шаги в области модернизации, вставать на путь реформ. Успешно эту задачу смогла решить только Япония. Государства Востока, попав в зависимость от индустриальных держав, находясь на положении колоний или полуколоний, вместе с тем стали входить в мировой рынок.

Особенность процесса модернизации на Востоке заключалась в том, что он был вынужденным, происходил под давлением Запада. В духовной и повседневной жизни народов Востока сохранялись их особое восприятие мира, традиционные ценности и обычаи.

К концу XIX в. завершился раздел мира между европейскими державами и США, начались войны за передел уже поделённых прежде территорий, возникла новая политическая карта мира, формировались новые военно-политические союзы. Вместе с этим зарождается и развивается массовое антивоенное движение.

В конце XIX в. французский историк А. Дебидур (1847— 1917), задумываясь о судьбах Европы в уже недалёком XX в., писал: «...таким образом, следует думать, что дело мира будет продолжать завоёвывать почву. Конечно, всегда будут существовать (и было бы ребячеством думать обратное) соперничество интересов между правительствами, ненависть между народами, размолвки между национальностями, возбуждающие чувства мести, обиды в результате бурных конфликтов и войн. Но не подлежит никакому сомнению, что благодаря свободным учреждениям (имеются в виду парламенты, общественные организации. — Авт.) правители будут иметь всё меньше и меньше возможностей нарушать мир из-за своих капризов, своих личных страстей или своего династического честолюбия; народы, в свою очередь, самим фактом осуществления своих прав будут с каждым днём проникаться всё более ясным сознанием своей ответственности и не будут с такой лёгкостью пускаться на авантюры... Ввиду этого мы можем надеяться... что наиболее частые и наиболее опустошительные завоевательные войны, причинами которых почти всегда является честолюбие какой-либо династии или необдуманный порыв какого-либо народа, станут в Европе всё более и более редкими».

Надежды Дебидура не сбылись, он сам явился очевидцем Первой мировой войны, но история XX в. — это уже другая история, Новейшая.

Хочется думать, что надежды учёного и наши надежды осуществятся в будущем, мир научится решать свои споры путём дипломатии и компромиссов. А для этого надо хорошо знать историю и уметь извлекать из неё уроки.

Итоговые вопросы и задания

  1. Укажите основные черты индустриального общества. Назовите государства, где в XIX в. индустриализация проходила наиболее динамично, и объясните почему.
  2. Обсудите с одноклассниками, какое влияние технический прогресс оказывал на жизнь человека.
  3. Какие новые слои населения, новые проблемы и новые ценности возникли в XIX в. в развивающемся индустриальном обществе?
  4. Назовите основные социальные учения, получившие развитие в XIX в. Чем вызвано их появление? Какие из них доказали на практике свою жизненность?
  5. Оцените значение социальных революций XIX в. для их современников. Нужно ли сегодня знать историю этих движений?
  6. Как изменилась политическая карта мира в XIX в.? Какие события лежали в основе этого процесса?
  7. Назовите основные противоречия между крупнейшими государствами мира на рубеже XIX—XX вв. Какие международные союзы сложились в Европе в это время?
  8. Как вы думаете, почему значительная часть стран Востока и Африки попадает d колониальную зависимость от стран Запада? Могла ли история этих стран развиваться по-другому?
  9. Что нового вы узнали из курса Новой истории XIX в.? Подумайте, что из изученного в этом курсе может быть полезно вам в жизни и почему.
  10. Подготовьте и проверьте презентацию собранного вами материала по какой-либо теме курса.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru