Учебник для 9 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

§ 21. Кризисы 1970—1980-х гг. Становление информационного общества

  • Почему постиндустриальное общество называют информационным обществом, а также обществом знаний?

Экономические кризисы 1970—1980-х гг. НТР

Впервые после Второй мировой войны экономические кризисы 1974—1975 гг., а затем 1980—1982 гг. охватили все индустриальные страны Европы, Северной Америки, Японию и др. В ряде стран падение производства составило 14 %. Безработица превысила в Европе 17 млн человек.

Вползание капиталистического мира в экономические кризисы в 1970-х гг. было малозаметно. Сначала в ФРГ, затем в США ещё в конце 1960-х гг. произошёл спад производства. Внутренний рынок оказался перенасыщен товарами длительного пользования.

США в 1972 г. отменили золотое содержание доллара. Это привело к тому, что мировая финансовая система лишилась золотого мерила, валюты пустились в свободное плавание.

Последним звеном в цепи событий, предшествовавших мировому экономическому кризису, стал кризис энергетический. В 1973 г. арабские страны — производители нефти, протестуя против антиарабской политики западных стран и роста цен на промышленные изделия, резко подняли цены на нефть (сначала в 4 раза, затем ещё в несколько раз). Время дешёвой энергии и дешёвого сырья кончилось. Экономика капиталистического мира столкнулась не просто с кризисом перепроизводства. Это был кризис определённого типа экономического роста. Изжила себя форма экстенсивного развития индустриальной экономики, достигнув предела роста к 1970-м гг.

От экстенсивного, затратного типа производства надо было переходить к интенсивному типу производства, т. е. сберегающему энергию, материалы, затраты на труд.

Для такого перехода были нужны новые техника и технологии, новые подходы и новые открытия. Как никогда, они оказались востребованы в 1970-е гг. Так началась третья промышленно-технологическая революция, которая подвеЛа черту под более чем 200-летней историей индустриального общества.

Технический прогресс идёт постоянно, но революции — это не просто накопление некоей критической массы открытий и изобретений, которые потом автоматически приводят к революциям в технологии производства. Это ответ на вызовы времени, вызовы других стран, реакция на обострение конкуренции в неравномерно развивающемся и многообразном мире, где каждое государство находит, исходя из своего опыта, возможности для ответа на вызов. Это и есть варианты модернизации, стремление соответствовать духу времени, эпохе, современности. «Технология не задаёт социальные изменения, она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты. Как они будут использованы — предмет общественного выбора» (Д. Белл).

Итак, третья технологическая революция — результат кризиса массового индустриального производства, нацеленного на экстенсивное развитие, результат окончания эры дешёвой нефти и нового обострения конкуренции на мировом рынке. Эта революция дала возможность начать переход к постиндустриальному обществу.

Общая схема трёхволновой истории человечества выстраивается теперь так: доиндустриалъное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общества.

Когда начался переход к постиндустриальному обществу? Общепринятая оценка — с середины 1970-х гг., когда началось радикальное обновление технологий, особенно обнажились изменения в структуре занятости, системе ценностей и представлений о мире. Это было началом большого цикла экономического развития, по Н. Кондратьеву.

Особое внимание в таких аргументах технологического характера уделяется развитию информационной техники, и особенно быстрой смене поколений микропроцессоров, компьютеров, развитию систем связи (коммуникаций) — оптико-волоконной, спутниковой, сотовой и т. д. На этой основе развёртывается информационная революция. Поэтому постиндустриальное общество называют также информационным обществом.

Научно-техническая революция

Так часто в 1970-е гг. называли бурное внедрение новейших технических достижений. Речь, по сути, шла о третьей промышленно-техно-логической революции, ядром которой является информационная революция, поскольку производство и обработка информации и знаний становятся занятием большинства работников в развитых странах мира. Но название «научно-техническая революция» остаётся важным, поскольку оно подчёркивает одну из главных особенностей перемен. Сочетание слов «научная» и «техническая» революция означает не просто сближение науки и техники, науки и производства, а то обстоятельство, что наука становится непосредственной производительной силой. Это означает, что теоретическое научное знание — основа современного прогресса в развитии новейших технологий. Поэтому постиндустриальное общество называют часто также обществом знаний, а современную экономику — экономикой знаний. Именно знания, их совершенствование и расширение становятся основой для нововведений в различных сферах жизни и производства. Гонка за нововведениями — суть современной экономики.

Третья промышленно-технологическая революция развёртывается в результате изобретения и усовершенствования в 1970-е гг. микропроцессоров и интегральных схем и создания на их основе персональных компьютеров. Наряду с микроэлектроникой, информационными и коммуникационными технологиями самыми перспективными отраслями современной науки и производства становится биотехнология, генная инженерия, нанотехнология, технология новых материалов и т. д. Достижения в этих областях основаны на новых способах обработки и передачи информации. Благодаря биотехнологии уже производится значительное количество продовольствия во всём мире, которое не подвержено воздействию вредных насекомых и болезней. Так, большая часть сои в мире — это генномодифицированный продукт. Клонирование (создание двойника из клетки) овцы Долли в Великобритании в 1996 г. открыло новую эпоху в решении целого ряда проблем. Клонирование человека запрещено во всех развитых странах мира, исследования производятся в направлении возможного выращивания необходимых для пересадки человеку из его же клеток различных органов и тканей. Расшифровка генома человека, которая была завершена в 2002 г., открывает также невиданные перспективы в развитии современной науки. Новыми технологическими символами эпохи стали персональный компьютер и клонированная овечка Долли. Главной страной, совершившей технологический прорыв в рамках третьей промышленно-технологической революции, стали США.

Вторая и третья
промышленно-технологические революции

Расцвет (зрелость) индустриального общества

Закат индустриального и становление постиндустриального общества

Промышленно-технологические революции

Вторая

Третья (информационная революция)

Начало

1890-е гг.

1970-е гг.

Главное содержание технологических революций

Электромотор, химический синтез веществ, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель

Микропроцессоры, оцифровывание информации, программирование, расшифровка генетической информации

Передовые отрасли

Электротехническая, нефтехимическая, машиностроение (автомобильная)

Информационные технологии, микроэлектроника, биотехнологии, генная инженерия

Технологические символы эпохи

Автомобиль, самолёт, космическая ракета

Персональный компьютер, Интернет, овца Долли

Образное название периода

Эпоха нефти и электричества

Информационная эпоха

Первые страны технологического прорыва

Великобритания, США, Германия, Франция, Бельгия

США

Страны второго эшелона в технологическом прорыве

Страны с ускоренной индустриализацией — Швеция, Япония, Россия, Канада и др.

Страны с ускоренной информационной революцией — Великобритания, Япония, Германия, Франция, Италия, Канада, СССР (Россия) и др.

Проверьте себя

  1. Почему кризисы 1970-1980-х гг. повлияли на переход от экстенсивного к интенсивному типу производства?
  2. В чём заключаются главные особенности третьей промышленно-технологической революции?
  3. Назовите основные области новейших научных достижений.
  4. Какое открытие или достижение произвело на вас наибольшее впечатление?

Постиндустриальное (информационное) общество

Начавшаяся в 1970-е гг. отраслевая перестройка экономики сопровождалась крупными изменениями в структуре занятости. Начался переход работников из промышленных отраслей в сферу услуг, что является характерной чертой постиндустриального общества и информационной экономики.

Наиболее масштабно модель общества информационной экономики представлена в США, Канаде и Великобритании, где в сфере услуг в 2000 г. было занято 75—78 % экономически активного населения (при сокращении сельскохозяйственных работников до 2—4%).

Другая модель — информационно-индустриальная — характеризуется довольно высокой степенью занятости в промышленности. Например, в середине 1990-х гг. в странах Западной Европы (Германия, Франция и др.), а также в Японии занятость в сфере услуг составляла от 55 до 64 % рабочей силы. Не дотягивала до этого уровня Италия (не более 45 %), где была ещё большая численность занятых не только в промышленности, но и в мелком бизнесе.

Теперь услуги в основном стали сферой производственной, поставляющей особый товар — информацию. В развитых странах более 50 % рабочей силы и 60 % трудовых функций связаны с информационными технологиями. Это обработка и производство информации и знаний.

Информационные работники - это не только авторы компьютерных программ, но и очень широкая категория трудящихся, которая впервые была определена в 1977 г. М. Поратом. Это учёные, инженеры, конструкторы, чертёжники, менеджеры, секретари, конторские работники, бухгалтеры, юристы, менеджеры по рекламе, работники отделов по связям с общественностью, по кадрам и т. д. Они делятся на тех, кто производит новую информацию, и тех, кто участвует в её сборе и первичной обработке.

Скорость изменений в научно-технической базе современного общества такова, что вряд ли кто-либо осмелится предсказать, какова будет информационная технология и последствия её внедрения через пять — десять лет. Однако уже сейчас символами новой эпохи стали персональные компьютеры, глобальные системы телекоммуникаций, Интернет (2,4 млрд пользователей на 2012 г.).

Признаки начинающейся эпохи информационного общества таковы:

  • знания и информация становятся источником более высокой производительности труда, они всё в большей степени используют данные науки;
  • происходит сдвиг в самом производстве — от создания материальных благ и товаров к производству информации, что фундаментально меняет социальный и профессиональный состав общества;
  • в информационном обществе запущен механизм постоянного обновления, технологических нововведений, инноваций, своего рода вечный двигатель, который так долго искали, ведь информация и знания не убывают по мере их использования, а лишь обновляются и совершенствуются.

Эти перемены и революция в области информационной технологии происходят в глобальном масштабе, пересекая национальные границы. В перспективе создаётся новое международное разделение труда, когда важную роль играют не размещение естественных ресурсов, не дешёвый труд и даже не капитальные фонды, а способность создавать новые знания и быстро их применять через информационный процесс и телекоммуникации в самых различных сферах человеческой деятельности и на огромных пространствах.

Таким образом, постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет переходит от преимущественного производства товаров к производству услуг, знаний, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов становится основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений всё в большей степени зависит от теоретического знания.

Выделим новейшие явления, проявившиеся в конце XX — начале XXI в. Это прежде всего индивидуализация производства, потребления, труда. Начинается переход от производства массовых стандартизированных товаров, которыми максимально насыщен рынок развитых стран, к мелкосерийному производству товаров. Начинается разукрупнение производства, децентрализация управления, расформирование огромных трудовых коллективов. Вместо гигантских заводов, производящих однотипную продукцию, создаются гибкие структуры, в рамках которых взаимодействуют отдельные подразделения крупных производителей, филиалы транснациональных корпораций и мелкие независимые фирмы. Разбросанные по всему миру, они объединены единой информационной сетью и способны быстро перестраиваться и реагировать на изменения запросов людей.

Если Форд в начале XX в. производил годами одну и ту же модель автомобиля, то для конца столетия характерна гонка за многообразием. Так, только за один год японская «Ямаха» выпустила около 100 моделей мотоциклов. Не цена, а индивидуальные качества товара выходят на первый план в постиндустриальном обществе («постфордизм»). Другая черта — товар молниеносно устаревает и потому обновляется, усовершенствуется. Наиболее яркий пример — смена компьютерных программ.

Если технический прогресс в индустриальную эпоху был связан со стремлением покорить природу и ему были близки понятия: мощность, размер, объём, скорость и т. д., то технология постиндустриального общества основывается на других понятиях: разнообразие, эффективность, экономичность, экологическая чистота и т. д. Если раньше автомобильные компании соревновались в создании наиболее мощного двигателя, то теперь на первый план выходит стремление обеспечить низкое потребление бензина, управляемость, безопасность, комфорт. Крупнейшие производители автомобилей переходят к их производству по индивидуальным заказам.

Новый тип товара и новый тип производства неразрывно связаны с формированием новых ценностей и мотивов труда. Занятость растёт, всё большее число женщин и молодёжи стремятся получить работу. Но при этом увеличивается число тех, кто стремится к творческому труду, к гибкому рабочему графику, к сокращению рабочего времени даже при соответствующем снижении зарплаты. Около четверти работающих в США, используя компьютеры, частично или полностью выполняют свою работу на дому. Понятие успеха связано уже скорее с конкретным социальным статусом -местом, которое человек хочет занять в обществе, характером труда, качеством жизни. На смену материалистическим ценностям индустриальной эпохи - материальному богатству и безопасности - приходят новые, постматериалистические ценности во всём их многообразии. Структура качества жизни становится максимально индивидуализированной. Для одних на первом месте стоит получение образования и самореализация в какой-либо области, для других приоритетом становится счастье семьи и путешествия, для третьих важнейшей является возможность выполнения определённого общественного долга - работа, например, в экологических организациях и т. д.

Проверьте себя

  1. Назовите основные черты и признаки постиндустриального (информационного) общества.
  2. Выделите главные отличия постиндустриального общества от индустриального.

Подумайте

  • Соберите информацию и напишите эссе по теме «Условия труда в эпоху постиндустриального общества в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Японии и России» (на выбор). Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru