Учебник для 9 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

§ 22. Политическое развитие

  • Почему тенденция к диктатуре была характерна для целого ряда государств на протяжении всего XX в., а в конце века востребованной во многих странах мира становится демократия?

Экономическая политика
1970—2000-х гг.

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. экономические кризисы изменили отношение правящих партий к государственному регулированию, государственному сектору экономики и социальным расходам.

Это был поворот к консервативно-реформистскому типу экономической политики (с использованием консерваторами монетаристских (М. Фридман) и неолиберальных экономических (Ф. Хайек) теорий). Это выразилось в активизации рыночных механизмов, смене форм государственного регулирования и ограничении социальных расходов, а также пропаганде консервативных ценностей и политической идеологии.

Чаще всего этот поворот к неоконсерватизму связан с приходом к власти консервативных партий. В Великобритании эту политику проводила М. Тэтчер (тэтчеризм), в США — Р. Рейган (рейганомика).

Почему произошла такая резкая смена курса экономической политики?

Консерваторы упрекали социал-демократов и либералов в том, что, следуя рецептам Кейнса, они настолько увеличили социальные расходы, что возник большой государственный долг и дефицит бюджета. Между тем необходимая перестройка экономики и выход из кризиса и инфляции требуют одновременно жёсткой экономии средств и новых инвестиций. Кроме того, консерваторы не без основания критиковали политику государства благосостояния за расточительство, а также за то, что считали социальную помощь недостаточно адресной и по этой причине ослабляющей стимулы к труду и порождающей иждивенчество.

М. Тэтчер в 1979 г. сказала о целях этой политики: «Я пришла к власти с одним чётким намерением — изменить Британию. Превратить её из иждивенческого общества в самостоятельное, из страны, сидящей и ожидающей неизвестно чего, в страну энергично действующих людей. Цель нашего правительства — гораздо больше, чем содействие экономическому росту. Наша цель — обновить моральный дух и единство нации».

Ещё один довод консерваторов в пользу рыночных отношений: государственные предприятия и собственность неэффективны, поэтому те из них, которые являются убыточными, следует приватизировать и избавить бюджет от содержания банкротов. Для стимулирования производства и внедрения новой техники консерваторы предлагали снижать налоги.

Суть этого консервативного поворота состояла в обеспечении структурной перестройки экономики на основе активизации рыночных отношений, развёртывания част-нокорпоративной деятельности и активизации рыночной конкуренции. Ставка была сделана не на государственное регулирование, а на частную инициативу.

Помехами на пути этой политики стали государственный сектор, развитая система социальной защиты и сопротивление профсоюзов. Против этих препятствий на пути новой перестройки экономики и были направлены тэтчеризм и рейганомика.

Консервативный поворот был характерен в 1980-е гг. практически для всех капиталистических стран.

Однако в 1990-е гг. усилилось недовольство консервативным курсом правительств, и во второй половине 1990-х гг. консервативные партии повсеместно терпели поражение. Так, к 1999 г. в абсолютном большинстве западноевропейских стран Европейского союза на парламентских выборах победили социалистические партии и левые силы.

Массовая безработица и другие социальные проблемы требовали своего решения на путях новой социальной политики, учёта интересов и потребностей тех групп населения, которые не могли воспользоваться результатами экономического подъёма (одинокие матери, многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные, особенно среди молодёжи).

Так в 1990-е гг. и в начале XXI в. на смену неоконсервативному курсу пришла политика «третьего пути». Это политика Б. Клинтона в США, Э. Блэра в Англии, Г. Шредера в Германии и др. Суть политики «третьего пути» в отказе от крайностей. Это отказ как от прежнего, характерного для 1960-х гг., активного государственного вмешательства в экономику, так и от попыток консерваторов в 1980-е гг. вообще свести экономическую и социальную деятельность правительства почти к нулю. Политика «третьего пути» — это поддержка частнопредпринимательской инициативы рынка при социальной ответственности государства перед малоимущими и поощрение ответственности граждан и их сообществ в решении общественно важных проблем.

Таким образом, после войны было три главных этапа в экономической политике (формирование общества благосостояния, неоконсервативный поворот, политика «третьего пути»). Они сменяли друг друга и были характерны не только для развитых стран, но и для многих развивающихся государств.

В формировании общества благосостояния (общества с широкими гражданскими и социальными гарантиями) участвовали в той или иной степени все главные политические силы (консерваторы, либералы, социал-демократы). Но решающую роль в завершении его формирования в 1960—1970-е гг. сыграли социал-демократы и либералы.

Неоконсервативный поворот в конце 1970-х—1990-е гг. был осуществлён консервативными партиями.

Наконец, политика «третьего пути» в 1990-е гг. и в начале нового века осуществлялась пришедшими вновь к власти социал-демократами и либералами.

Три главных этапа в экономической и социальной политике после Второй мировой войны

Формирование общества благосостояния

Неоконсервативный поворот

Политика «третьего пути»

Дж. Кеннеди и Л. Джонсон (США), В. Брандт (ФРГ), К. Эттли, Г. Вильсон (Англия)

Р. Рейган и Дж. Буш-старший (США), М. Тэтчер (Англия), Г. Коль (Германия)

Б. Клинтон (США), Э. Блэр (Англия), Г. Шредер (Германия)

Активное государственное вмешательство в экономику, увеличение налогов и социальных расходов, ориентация на борьбу с безработицей (а не с инфляцией), ставка на государственное регулирование и государственную поддержку предприятий. Создание смешанной экономики, основанной на сочетании государственной собственности с частной собственностью. Определяющая роль широкой государственной социальной помощи трудящимся

Ограничение государственного вмешательства в экономику, ликвидация государственного сектора в экономике (приватизация), снижение налогов и социальных расходов, ориентация на борьбу с инфляцией (а не с безработицей), ставка на самоорганизацию рынка и частную инициативу предпринимателей, а также на ответственность граждан за собственную судьбу и судьбу своей семьи

Попытка соединения частной инициативы рынка (продолжение курса на снижение налогов и приватизацию) и ответственной социальной политики правительства (расширение адресной помощи прежде всего тем, кто в ней нуждается) при поощрении активности граждан и их сообществ в решении общественно значимых вопросов (помощь нуждающимся со стороны гражданских свободных неполитических ассоциаций, организаций самоуправления и фондов как структур гражданского общества)

Проверьте себя

  1. Охарактеризуйте типы экономической политики и определите, какие политические силы стоят за ними.
  2. С чем был связан переход в конце 1970-х - 1980-е гг. к консервативно-реформистской политике? В чём суть этого консервативного поворота?
  3. Каковы причины поворота от консервативно-реформистского курса к социальной политике, которую традиционно проводят в странах Запада социал-демократические партии?
  4. Какие новые мировые кризисы проявились с конца 1980-х гг.?

Идейно-политические течения и партии

Консерватизм, либерализм, а также социалистические и коммунистическое течения после Второй мировой войны оставались основными идейно-политическими направлениями в европейских государствах.

Движение Сопротивления во многих странах внесло в формирующиеся новые партийно-политические системы большой демократический заряд; активно влияли на эти сдвиги коммунистические, социалистические и другие партии, которые совместно выступали в борьбе с фашизмом.

В целом ряде стран континентальной Европы возрождение консервативных партий происходило под растущим влиянием религиозной идеологии. Это было отражением настроений в обществе, обращением к религии целого ряда слоев, групп населения европейских стран, переживших ужасы фашизма, бедствия войны, насилие, утрату близких.

Христианско-демократические партии принимали значительное участие в политической жизни в Италии, Франции, ФРГ, Бельгии, Австрии, Голландии.

Либеральные и буржуазные радикальные партии имели меньшее влияние, однако в ряде стран они часто определяли общую расстановку партийно-политических сил. Например, в ФРГ «большие» партии — Христианско-демократическая и Социал-демократическая, как правило, осуществляли государственное руководство при поддержке «малой», либеральной по своему характеру Свободной демократической партии.

Наиболее устойчивы государственные структуры с двухпартийным «политическим маятником», когда традиционно две партии борются за власть и попеременно её осуществляют. Примеры: Лейбористская и Консервативная партии в Великобритании, Демократическая и Республиканская партии в США.

В тех странах, где традиционно существует множество партий (в Италии и Франции в выборах участвуют более 50 партий), сложились две коалиции — правоцентристская коалиция и левоцентристская коалиция. Они периодически сменяют друг друга у власти.

Меняются названия партий и состав коалиций, но в целом политическая жизнь развивается в рамках классического политического спектра.

Политический спектр* как условная схема деления на левых и правых традиционно служит для определения места различных партий и идеологий по отношению друг к другу в общей расстановке политических сил. В самих партиях также существуют понятия левых и правых. При этом важно учитывать, что христианская демократия — это отдельная, особая форма правого консервативного подхода, а анархизм — крайне левое течение и особая форма политической идеологии социализма.

Важно увидеть среди многообразия названий партий борьбу между тремя главными политическими идеологиями — консерватизмом, либерализмом, социализмом и их крайними вариантами, которая составляет суть политической истории Новейшего времени. По мере изменения социальной структуры западных обществ и роста благосостояния на первый план выдвигаются мировоззренческие основы политических идеологий, ранее скрытые за классовыми, имущественными и другими противоречиями.

Консерватизм обращен к прошлому и стремится сохранить живую связь времён. Либерализм ориентирован на улучшение настоящего и нацелен на проведение реформ. Социализм устремлён в будущее и пытается реализовать идеал общественного устройства. По сути это три способа отношения к миру, каждый из которых односторонен и только вместе они образуют целостный взгляд на мир. Нельзя только ориентироваться на прошлое, не задумываясь о настоящем и не мечтая о будущем. Консерваторы, либералы, социалисты — главные политические силы, которые во взаимной борьбе придают историческому развитию временное измерение. Востребованными оказываются те из них, чьи позиции отвечают духу эпохи и вызовам времени. Периодическая смена их у власти в рамках демократии уберегает от крайностей и даёт возможность использовать разные подходы для решения насущных проблем. При этом крайние варианты идеологий в конце XX — начале XXI в. уходят на периферию политической жизни.

Международное коммунистическое движение

Коммунистические партии во многих странах Европы были одной из активных сил движения Сопротивления. Этим объяснялось их возросшее влияние в первые послевоенные годы. Массовыми стали коммунистические партии Италии и Франции.

Однако компартии не сумели оценить изменения в мире, связанные с ростом благосостояния. Попытки пересмотра марксизма-ленинизма в свете новых реальностей, названные еврокоммунизмом, встретили отпор со стороны КПСС.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. большинство компартий прекратило существование. Некоторые провели коренную перестройку, изменив название и отказавшись от коммунистических догм: марксизма-ленинизма, диктатуры пролетариата, единомыслия, мировой революции, непризнания частной собственности.

Социалистический интернационал

После Второй мировой войны возродилось международное социалистическое движение. В 1951 г. на съезде социалистических партий и организаций во Франкфурте-на-Майне было провозглашено создание Социалистического интернационала.

На съезде организации в 1989 г. было представлено свыше 70 партий, половина из которых была из стран третьего мира. Таким образом, Социалистический интернационал перестал быть европоцентристской организацией. Его платформа после пересмотра в 1989 г. стала отличаться умеренным реформизмом. Социалистические партии заметно «поправели».

Новая программа — Декларация принципов — рассматривала социализм как непрерывный процесс социальной, экономической и политической демократизации общества путём реформ, провозглашала основные ценности: свободу, справедливость, равенство, солидарность.

Социалистические и социал-демократические партии заняли прочное положение в политических системах ряда европейских стран, возглавляя правительства (Великобритания, Швеция, Франция, ФРГ, Австрия, Испания и др.).

Правый радикализм

Разгром фашизма и осуждение мировым сообществом преступной деятельности фашистских режимов в Европе, а также запрещение фашистских и нацистских партий в ряде стран не помешали возрождению правых экстремистских группировок и партий под новыми вывесками. Неофашистские, реваншистские партии и группы появляются в Италии, Германии, а затем и в других европейских странах. Особенно активизируются праворадикальные организации в 1970—1990-е гг. (в Великобритании — Национальный фронт, Национальная партия, в Германии — Республиканская партия, в Канаде — «арийские наци», в Италии — Национальная правая партия, во Франции — Национальный фронт Ле Пена и др.). Активизация этих сил связана с ростом крайней формы национализма — шовинизма, с обострением национально-расовых проблем, особенно из-за иностранной иммиграции.

Национализм

В общественной мысли и массовом сознании неизменно присутствует большая или меньшая доля национализма. Подъём национализма принял глобальный характер в последние десятилетия. Особенно это заметно в малых европейских странах, освободившихся от чужеземного угнетения и унижения, а также в странах бывшего третьего мира, т. е. в Африке и Азии. Национализм здесь совпадает главным образом с идеей утверждения собственной государственности и сложными процессами национальной консолидации. В ряде стран национализм приобрёл формы расистского шовинизма. Серьёзной международной проблемой в конце XX — начале XXI в. стал рост исламского фундаментализма.

Особенности политического развития в мире

Три волны демократизации в мире

Противоборство двух моделей общественного развития — либерально-демократической и авторитарно-тоталитарной — было и остаётся определяющим в период Новейшей истории. Борьба между ними составляет главное содержание исторического процесса. Выделяют три волны демократизации.

Первая волна затронула период рубежа XIX—XX вв. и начало XX в., когда развалились империи и в результате революций и реформ были введены всеобщее избирательное право и полномочные парламенты в целом ряде государств. Волна отката. В 1920—1945 гг. в большой группе стран верх взяли тоталитарные и авторитарные режимы. Это фашизм в Италии, нацизм в Германии, военная диктатура в Японии, тоталитарный социализм в СССР. Профашистские авторитарные режимы и диктатуры были установлены в большинстве стран Европы, Латинской Америки и Азии.

Вторая волна демократизации в мире (с 1945-го по начало 1960-х гг.) была связана с победой над фашизмом во Второй мировой войне, с разгромом Германии, Японии и их союзников, а также с освобождением от колониализма десятков стран.

Волна отката. Затем с конца 1950-х и до конца 1980-х гг. общее число либеральных демократий уменьшилось. Трудности модернизации, нерешённость многих внутренних проблем в странах, недавно освободившихся от колониализма, привели к установлению в них авторитарных режимов и военных диктатур. Большую роль в этом сыграло противостояние СССР и США как двух сверхдержав с противоположными общественными системами: капитализмом и социализмом. США поддерживали не только демократические государства, но перевороты и военные диктатуры в тех странах, которые развивали рыночную экономику и боролись с коммунизмом. СССР в свою очередь всеми методами, включая военные, стремился расширить список социалистических стран, способствуя установлению в них дружественных просоветских режимов.

Третья волна демократизации наметилась с 1974 г. Эта волна включает несколько потоков. С политической карты Западной Европы исчезли последние авторитарные режимы и военные диктатуры: в Португалии (1974), Греции (1974), Испании (1975).

Затем последовала демократизация в Латинской Америке: к концу XX в. этот континент впервые стал развиваться без военных диктатур. На путь демократии встали: Чили (1982—1990), Боливия (1982), Аргентина (1983), Гватемала (1986), Бразилия (1988), Никарагуа (1990), Колумбия (1991), Уругвай (1985—1997) и др. В Мексике, в которой на протяжении длительного времени не было диктатур, в 2000 г. впервые победила оппозиция, прервав полувековой период монопольного нахождения у власти одной партии.

Одновременно проходила демократизация авторитарных режимов в странах Азии. Свободными демократическими странами стали Южная Корея — с 1992 г., Индонезия — с 2001 г. и др. Наконец, в Африке перестал существовать режим апартеида. Южно-Африканская Республика (первые свободные выборы в 1994 г.) и ряд африканских стран вошли в число демократических государств (Ботсвана, Намибия, Мали и др.).

Но главный поток третьей волны демократизации в мире связан с крахом социализма как общественной системы в итоге революций 1989—1991 гг. Результатом этого стали распад СССР и Югославии, разъединение Чехословакии и объединение Германии. На политической карте появилось 28 стран, вставших на путь демократизации. Только часть из них стали по международным стандартам свободными демократическими странами. Другие считаются частично свободными и несвободными.

Отдельным потоком третьей волны стала «арабская весна», начавшаяся декабре 2010 г. Революции в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене привели к свержению авторитарных режимов.

Почему тенденция к диктатуре всё время существовала в XX в.? Авторитаризм, тоталитаризм, военная диктатура как режимы оказались востребованы в период индустриального общества, поскольку для его становления особенно важна роль государства. Одни страны использовали государство как инструмент регулирования в условиях демократии. Другие страны пошли по пути использования государства как инструмента насилия для решения своих проблем. Это были в основном страны «догоняющей модернизации ».

Детонатором перемен были мировые войны. Их завершение рождало надежды на мир и справедливость. Третья волна демократизации объединила столь разнородные потоки, потому что она является составной частью общего процесса перехода к новой эпохе постиндустриального информационного общества. Этому типу общества соответствует демократия. В экономике, политике и социальной сфере двигателем развития становится уже не государственное вмешательство, а частная инициатива, индивидуальная творческая активность человека, утверждается новая роль добровольных и независимых от государства организаций граждан — структур гражданского общества.

Важное значение для развития государственного права в послевоенные десятилетия стало приобретать международное право, прежде всего принятые международные законодательные акты о правах человека. Принципы, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека (1948), принятой Генеральной Ассамблеей ООН, многие государства включили в конституции и национальные законодательства.

Классификация групп современных государств

Политическое развитие в мире во второй половине XX в. характеризовалось противостоянием и конфронтацией двух сверхдержав — СССР и США — и двух общественно-политических систем — капиталистической и социалистической. Третьим компонентом этого биполярного мира с 1960-х гг. стало Движение неприсоединения. Так, появились термины первого (капиталистического), второго (социалистического) и третьего (развивающиеся страны) миров. Однако это трёхчленное строение мира в последние два десятилетия устарело. Ныне осталась в мире одна сверхдержава — США. Политологи предложили на смену концепции трёх миров другое видение мира. Новые критерии позволяют выделить развитые страны, посткоммунистические страны (иногда их называют странами с переходной экономикой), новые индустриальные страны, развивающиеся страны, страны исламского мира, отсталые и карликовые государства.

Группы стран: посткоммунистические страны (34 государства, в том числе образовавшиеся в связи с распадом СССР и Югославии), новые индустриальные страны (21 государство, включая Китай, Индию, «молодых тигров» из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки), развивающиеся страны (36 стран, главным образом страны Африки и Латинской Америки), исламский мир (25 стран, главным образом страны Ближнего и Среднего Востока и страны Магриба), маргинальные страны (26 стран, наиболее отсталые, в Центральной Африке, Латинской Америке) и группа карликовых, в основном мелких островных государств (26 стран - островные государства в Карибском море, Тихом океане и европейские страны, например Монако).

Проверьте себя

  1. Назовите основные партийно-политические течения в западноевропейских странах после войны.
  2. В чём заключалась эволюция международного коммунистического и социалистического движения?
  3. Какие обстоятельства, по вашему мнению, определили в последнее десятилетие XX в. поворот к демократизации в мире?
  4. Сравните тенденции мирового развития с тенденциями развития 1920-1930-х гг.
  5. Что принципиально нового было зафиксировано в конституциях и правовых актах о правах человека? Используйте приведённый документ.
  6. Какие группы государств можно было выделить в конце XX в.?

Подумайте

  • Используя материал параграфа, словарь в конце учебника и дополнительные источники, охарактеризуйте основные различия политических партий (социал-демократов, либералов, христианских демократов и др.).

Дополнительные материалы

Из Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН Ю декабря 1948 г.

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства... Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность... Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона... Каждый человек имеет право владеть имуществом, право на свободу мысли, совести и религии... право на свободу убеждений и на свободное выражение их... право принимать участие в управлении своей страной... право на социальное обеспечение... право на труд... право на образование.


* Политический спектр. 11 сентября 1789 г. Учредительное собрание Франиии обсуждало проект конституции. Это был начальный период Великой французской революции. Те, кто поддержал право вето короля на решения законодательного собрания, сели справа, а те, кто был против этого права, сели слева. Право вето — это право запрета, право отклонения любых предложений, ограничивающее в данном случае власть парламента. Так произошло разделение политических сил на правых (умеренных) и левых (более радикальных). Такое деление вошло в политический язык и стало классическим.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru