Учебник для 9 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

§ 32. Международные отношения

  • Почему стремление к лидерству единственной сверх-державы порождает устремлённость к строительству многополярного мира?

Биполярный мир: от конфронтации к разрядке. 1960— 1970-е гг.

Двухполюсная система международных отношений утвердилась в первое послевоенное десятилетие. Началось глобальное противоборство двух сверхдержав — СССР и США — и противостояние двух военно-политических блоков — Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД).

Это определялось идеологическими причинами: СССР руководствовался идеями мировой революции и смены капитализма социализмом, а США действовали во имя укрепления капиталистической системы и распространения либеральной демократии, конечно же в американской версии.

Внешнеполитические доктрины США выражали цели их внешней политики — «отбрасывание коммунизма», «освобождение порабощенных народов». СССР объявлялся «империей зла». Советский Союз, в свою очередь, клеймил «силы реакции, империализма и войны» во главе с США. Открытого военного столкновения двух сверхдержав удалось избежать. Такую ситуацию назвали «холодной войной».

Гонка ядерных вооружений

Угроза самоуничтожения удерживала две сверхдержавы на уровне балансирования на грани войны. Создание тактического ядерного оружия привело к исчезновению преграды, отделяющей местный конфликт с применением такого оружия от мировой ядерной войны.

Карибский кризис 1962 г. и его мирное разрешение ознаменовали переход от конфронтации к переговорам. В августе 1963 г. был подписан Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах: в атмосфере, в космосе и под водой (Франция и Китай не присоединились к договору). Это было первое соглашение по ограничению гонки вооружений.

Тем не менее соревнование в создании и совершенствовании ракетно-ядерного оружия продолжалось. В 1970 г. Советский Союз заявил, что стране удалось добиться паритета, т. е. создать равенство ядерных зарядов, с США (примерно по 10 тыс. боеголовок).

Медленно пришло осознание того, что накопленное количество ядерного оружия во много раз превышало так называемый уровень достаточности. К тому же появилась угроза распространения ядерного оружия. Чтобы предотвратить такой ход событий, к 1970 г. удалось согласовать Договор о нераспространении ядерных вооружений, который впоследствии подписали 100 государств.

В 1972 г. во время визита президента США Р. Никсона в Москву были подписаны важные документы о принципах взаимоотношений двух держав, а также документы, ограничивающие гонку вооружений. Среди этих договорённостей между СССР и США — Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и Договор о противоракетной обороне (ПРО).

Соглашение по ПРО предусматривало, что СССР и США избирают зону диаметром 150 км, охраняемую противоракетным оружием (в СССР такой зоной была избрана Москва). Для остальной территории СССР и США такой защиты не предусматривалось. Так был признан принцип равной безопасности и «равновесия страха», ограничена гонка ядерных вооружений. Став в начале 1990-х гг. единственной сверхдержавой в мире, перед лицом угрозы международного терроризма США в декабре 2001 г. объявили о выходе из Договора по ПРО.

ОБСЕ

Угроза военного столкновения особенно ощутима была в Европе, где скопились монбланы оружия, особенно ракетно-ядерного, а территории стран, входивших в противостоящие блоки, географически примыкали друг к другу. Обеспокоенные этой опасностью, ряд европейских стран, в том числе социалистических, высказались за созыв Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) для обсуждения проблем европейской безопасности.

После нескольких лет переговоров в июле—августе 1975 г. в Хельсинки собрались главы 33 европейских государств, США и Канады и подписали Заключительный акт СБСЕ, ставший основой последующих контактов европейских стран по вопросам укрепления доверия и безопасности в Европе. В последующем СБСЕ получило название Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В настоящее время в её состав входят 57 государств.

Движение неприсоединения

Конфликты между сверхдержавами и попытки вовлечь в противоборство европейские нейтральные страны и государства Азии, Африки, Латинской Америки побудили большую группу стран определить свою позицию в международных отношениях (Бандунгская конференция, 1955).

По инициативе премьер-министра Индии Дж. Неру, президента Югославии И. Броз Тито, президента Египта А. Насера и других в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась конференция неприсоединившихся государств, положившая начало Движению неприсоединения, большинство участников которого считали, что США и СССР несут равную ответственность за международную напряжённость и гонку вооружений.

Обострение международных отношений в 1980-е гг.

На рубеже 1970—1980-х гг. усилилась напряжённость в международных отношениях. В ряде стран произошли революции: в Афганистане (1978), Иране (1979), Никарагуа (1979), Эфиопии (1974) и др. Соединённые Штаты связали эти события с «происками Москвы» и расценили их как своё поражение. Некоторыми непродуманными акциями (размещение ракет средней дальности, нацеленных на Западную Европу, в странах Варшавского договора) СССР обострил и без того накалённую обстановку в мире. США начали размещать в Европе ракеты аналогичного класса и крылатые ракеты, недоступные радарному контролю. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 г. (ОСВ-2) не был ратифицирован США.

Здравый смысл одержал верх. Была возобновлена практика переговоров. В Рейкьявике в ноябре 1986 г. состоялась встреча глав государств СССР и США — М. С. Горбачёва и Р. Рейгана, которая открыла путь для последующих переговоров о сокращении и уничтожении части накопленного ракетно-ядерного оружия. СССР и США подписали в 1987 г. соглашение об уничтожении ракет малой и средней дальности, затем в 1991 г. соглашение о сокращении сторонами на одну треть стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), которое начало реализовываться с 1994 г.

Международные и региональные конфликты

Крупнейшими международными конфликтами второй половины XX в. явились корейская война (1950—1953) и войны во Вьетнаме, которые вели Франция (1946—1954) и США (1965—1973) при символическом участии войск ООН. Эти войны выходили за рамки региональных конфликтов. Фактически сталкивались две мировые системы. Победителей не было, были миллионные жертвы. В конечном итоге благодаря международным соглашениям, принятым на Женевских совещаниях при участии представителей США, СССР, ряда европейских государств, представителей Северной и Южной Кореи, разделённого Вьетнама, эти войны закончились.

В 1970-е гг. благодаря достигнутым договорённостям число конфликтов на европейском континенте значительно уменьшилось, однако конфликтная зона переместилась на периферию, в развивающиеся страны, где для этого были немаловажные причины.

Главным центром конфликтов в послевоенные десятилетия оставался Ближний Восток. Нерешённость палестинской проблемы (вопрос о создании арабского государства на территории бывшей Палестины) и агрессивная политика Израиля в отношении соседних арабских государств (Сирия, Ливан, Трансиордания, Египет), а также теракты мусульман-экстремистов будоражили мир и создавали постоянную угрозу безопасности. С 1948 г. насчитывается пять арабо-израильских войн.

Началом восстановления мирных отношений Израиля с арабскими странами стали Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 г. Египет и Израиль после 30 лет конфликтов в 1979 г. заключили мир. В 1988 г. Израиль завершил вывод войск с Синайского полуострова. После долгих переговоров Израиль согласился расширить самоуправление на палестинских территориях и в 1994 г. признал образование на части территории бывшей Палестины (в Газе и Иерихоне) Палестинской автономии. В 2006 г. на выборах в парламент Палестинской автономии победила организация «Хамас», не признававшая государство Израиль. Это привело к обострению арабо-израильских отношений и новым столкновениям.

Международное значение на Ближнем и Среднем Востоке приобрели несколько других военных конфликтов (индо-пакистанская война 1971 г., междоусобные войны в Афганистане в 1970—1990-х гг., в Эфиопии и Эритрее и др.). В 1980-е гг. в центре ближневосточных конфликтов оказался Ирак.

Ирано-иракская война (1980—1988) возникла из-за старого пограничного спора. В войне погибли сотни тысяч, в основном молодых, людей. Война, прекращённая при посредничестве ООН, закончилась безрезультатно для обеих сторон.

Агрессия Ирака против Кувейта

В августе 1990 г. иракские войска вторглись в Кувейт, заняли страну и объявили её иракской провинцией. Целью оккупации суверенного государства был захват богатейших залежей нефти. В ответ на агрессию США, а также ряд европейских и арабских государств по решению Совета Безопасности ООН направили в район Персидского залива войска (операция «Буря в пустыне»). Иракские войска были изгнаны, независимость Кувейта восстановлена. Для США эта операция имела особое значение. В ней была отработана стратегия вмешательства США в региональные и локальные конфликты.

Международный терроризм

В 2011 г. США вывели свои войска из Ирака. Однако созданная американцами и оснащённая новейшими вооружениями иракская армия не смогла справиться с разрастанием терроризма. ИГИЛ (ДАИШ) — исламистская террористическая организация, запрещённая в России и других странах, захватила значительную часть территории Ирака, а после начала гражданской войны в Сирии (2011) и часть территории этой страны. Кровавые зверства ИГИЛ по отношению к населению Ирака и Сирии носили характер геноцида, массового уничтожения людей по их принадлежности к религиозным и этническим группам.

Военная операция России в Сирии

По просьбе главы Сирии Б. Асада Президентом РФ В. В. Путиным 30 сентября 2015 г. был отдан приказ о начале военной операции в Сирии. Россия начала участвовать в военных действиях против ИГИЛ, поддерживая с воздуха наступление сирийских правительственных войск. В результате помощи России была освобождена часть территории страны, включая древний город Пальмиру. В марте 2016 г. основная часть российских войск была выведена из Сирии.

Роль Организации Объединённых Наций

В ООН входит ныне около 200 государств мира. Авторитет этой организации, созданной с целью поддержания мира и развития международного сотрудничества, возрастает. Особенно важна была практическая деятельность различных миротворческих миссий и вооружённых сил ООН в разрешении региональных конфликтов, разделении враждующих сторон. Они действовали в самых различных районах — Корее, Вьетнаме, Камбодже, Ливане, других странах Ближнего и Среднего Востока, Конго, некоторых районах Африки и Азии, на Балканах.

Германия, Япония, Индия и Бразилия в 2004 г. выступили с предложением об их включении в постоянные члены Совета Безопасности ООН. Реформа ООН должна отразить новую ситуацию в мировой политике.

Западноевропейская интеграция началась с создания в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), затем в 1957 г. Римский договор шести стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) учредил Европейское экономическое сообщество*.

Первоначально (1957—1986) это объединение развивалось как зона свободной торговли и таможенный союз. После подписания Единого европейского акта в 1986 г. начался новый этап интеграции: целью стало создание Общего рынка (1987—1991). Подписание в 1992 г. Маастрихтского договора обозначило начало следующего этапа интеграции (1992—2004) — этапа формирования Европейского союза (ЕС). Интеграция была распространена на валютную сферу (введение единой денежной единицы — евро). Началась выработка общей внешней политики и политики безопасности, а также сотрудничество в области правосудия и внутренних дел. Затем интеграция распространилась на социальную сферу, включая вопросы занятости, здравоохранения. Началась подготовка общей реформы ЕС. Новая точка отсчёта в развитии европейской интеграции начинается с 2004 г., когда правительствами была одобрена Конституция ЕС и в его состав вошли сразу 10 государств.

Конституция учреждала для Европейского союза даже свой гимн, флаг, девиз. Однако предполагавшаяся передача значительной части суверенитета наднациональным органам и столь быстрое расширение Евросоюза вызвали неприятие у народов Франции и Нидерландов, проголосовавших в 2005 г. на референдумах против Конституции Евросоюза. Оказалось, что интеграция имеет свои границы. Тогда вместо Конституции был подготовлен договор, который был подписан 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне. Его ратификация затянулась на два года, поскольку два раза пришлось проводить референдум в Ирландии и принимать оговорки для Великобритании, Польши, Чехии.

1 декабря 2009 г. Лиссабонский договор вступил в силу — так завершилось создание Европейского союза, который стал общеевропейской структурой, объединяющей 28 государств с населением 470 млн человек и единым хозяйственным комплексом с единой валютой, где свободно перемещаются товары, услуги, капиталы, люди, где действуют наряду с межгосударственными структурами наднациональные органы власти.

Евросоюз стал главным полюсом притяжения для европейских стран, а также Турции. Выход Великобритании из ЕС в результате референдума 2016 г. может привести как к дезинтеграции ЕС, так и к углублению интеграционного взаимодействия в рамках ЕС.

Североамериканская интеграция в отличие от европейской не имеет наднациональных органов и развивалась как взаимопроникновение экономик на уровне взаимодействия частных хозяйственных субъектов рынка. К соглашению о свободной торговле между США и Канадой (1988) присоединилась Мексика (1993).

Транстихоокеанское партнёрство (ТТП)

Усиление позиций Китая, который стал первой экономикой мира (2015), обеспокоило США, которые в 2016 г. добились подписания соглашения, предусматривающего укрепление экономического взаимодействия между странами Азиатско-Тихоокеанского региона без участия Китая. «Теперь, когда существует ТТП, не Китай устанавливает правила в этом регионе, а мы» (Б. Обама). В 2017 г., выполняя одно из своих предвыборных обещаний, Д. Трамп подписал указ о выходе США из ТТП.

Тенденция к становлению многополюсного мира проявляется в создании таких межгосударственных организаций, как ШОС и БРИКС.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана в 2001 г. в составе России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В 2002 г. была принята Хартия, которая распространила сферу сотрудничества на экономическую область. В 2015 г. участниками ШОС стали Индия и Пакистан.

БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). По первым буквам названий стран-членов на английском языке эта организация получила название БРИКС. О её создании было объявлено в 2006 г. В 2014 г. было принято решение о создании Нового банка развития БРИКС.

Расширение и трансформация НАТО

Распад СССР и революции в странах Восточной и Центральной Европы 1989— 1990 гг. изменили геополитическую ситуацию в мире. Распалась Организация Варшавского договора (1991). Образовался целый ряд независимых государств, стремившихся дистанцироваться от России и примкнуть к ЕС и НАТО. Взаимоотношения России и НАТО были определены Основополагающим актом (1997), в котором стороны отказались рассматривать друг друга в качестве врага. Страны НАТО взяли курс на расширение влияния на восток. С 1999 г. в члены НАТО приняты Польша, Чехия, Венгрия, с 2004 г. — Румыния, Болгария, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, с 2009 г. — Албания, Хорватия, с 2017 г. — Черногория.

Новая стратегическая концепция НАТО (1999) делает упор на «предотвращение конфликтов» и «участие в их эффективном урегулировании», а также предусматривает выход за рамки Североатлантического региона, как это имело место в Афганистане в 2001—2014 гг. НАТО из региональной группировки превращается в глобальную силовую структуру под руководством США.

Конфликты на Балканах

Распад Югославии сопровождался кровавыми войнами, этническими и религиозными чистками.

Провозгласившие независимость в 1991 г. Словения, Хорватия, Македония были признаны и приняты в ООН. В Македонии обошлось без войны. В Словении прошла «малая война», в столкновениях с сербскими войсками погибло 44 человека. Широкомасштабной была война между сербами и хорватами за Сербскую Крайну. После завоевания её хорватами в 1995 г. между Сербией и Хорватией был установлен мир.

Босния и Герцеговина стала независимым государством (в его составе была образована сербская республика и мусульмано-хорватская федерация) после соглашений в 1995 г. в Дейтоне (США). Этому предшествовали межэтнические кровавые столкновения с тысячами убитых и беженцев.

Ожесточённым стал косовский конфликт. Столкновения между албанцами, проживающими в Сербии в районах Косово и Метохия, с сербскими войсками, требования независимости и вытеснение сербов из исторических мест привели в 1998 г. к кровавой бойне и этническим чисткам с обеих сторон. США и НАТО в 1999 г. без санкции Совета Безопасности ООН и вопреки протестам России предприняли операцию «Решительная сила». В результате бомбардировкам была подвергнута Сербия, чтобы принудить правительство С. Милошевича вывести сербские войска из Косово. Позднее в Косово по решению ООН были введены миротворческие силы. Националистический режим С. Милошевича был свергнут в 2000 г. в результате народного восстания, к власти пришли демократические силы, которые также отвергли требования об отделении Косово от Сербии. Вопреки решениям ООН, позиции Сербии и России, албанские власти Косово в 2008 г. в одностороннем порядке провозгласили независимость, которую признали США и др.

Действия США против Сербии в 1999 г., игнорирование международных организаций (ООН, ОБСЕ) свидетельствовали о том, что США начали силой утверждать новый миропорядок, основанный на собственном исключительном положении единственной сверхдерясавы.

Американо-российские отношения

После распада СССР отношения Российской Федерации с США строились на новой основе. С 1993 г. в выступлениях лидеров двух стран звучали формулы о «партнёрстве» или даже «стратегическом партнёрстве» двух стран как о желаемой перспективе развития американо-российского сотрудничества. При этом российское руководство рассчитывало на помощь США в самых различных сферах, а США, в свою очередь, были удовлетворены ослаблением позиций России и исходили из того, что они одержали победу в «холодной войне» и Россия в конце концов впишется в создаваемый Соединёнными Штатами новый мировой порядок. Договор 1993 г. о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) был ратифицирован Госдумой РФ только в 2000 г.

К концу 1990-х гг. в американо-российских отношениях выявились серьёзные противоречия по целому ряду вопросов. Расширение НАТО на восток, решение США о создании национальной противоракетной обороны (ПРО), действия США в Югославии в период обострения конфликта вокруг Косово осложнили американо-российские отношения.

Ситуация изменилась после событий 11 сентября 2001 г., когда в результате террористической атаки самолётов на Всемирный торговый центр и Пентагон погибли тысячи жителей Нью-Йорка и Вашингтона.

Россия заявила о солидарности с США и присоединилась к широкой коалиции государств, заявивших о поддержке Соединённых Штатов. Впервые после Второй мировой войны у США и России появился общий враг, началось сотрудничество в рамках коалиции стран, направленной против международного терроризма, что открыло возможность для развития двухсторонних отношений на новой основе. Военная операция США и их союзников «Несокрушимая свобода» в 2001 г. привела к ликвидации режима талибов в Афганистане и части террористической сети «Аль-Каида», которая организовала акты террора против США 11 сентября. Скоординированные действия России и США в Афганистане показали, что сотрудничество с Россией имеет важное значение для США. Новые подходы к развитию двухсторонних отношений были очерчены в рамках встречи президента США Дж. Буша-младшего и Президента Российской Федерации В. В. Путина в ноябре 2001 г. в Вашингтоне.

Был разблокирован процесс разоружения. В. Путин и Дж. Буш подписали в мае 2002 г. договор о сокращении наступательных потенциалов (СНП) до 1700—2000 боезарядов на стратегических ракетах для каждой из сторон. Однако формальное равенство стратегических вооружений (в условиях выхода с июня 2002 г. США из договора по противоракетной обороне и при ограниченных экономических возможностях России) не меняет нынешний статус США как единственной сверхдержавы. Россия не только подтвердила свой статус единственной страны, имеющей с США равный ядерный потенциал, но и закрепила положение государства, ядерное оружие которого способно обеспечить сдерживание любой возможной агрессии со стороны кого бы то ни было.

В 2002 г. была определена и новая формула взаимоотношений России с НАТО (равноправное сотрудничество в отдельных областях на уровне созданного постоянного совета Россия — НАТО): борьба против международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения, предотвращение конфликтов и др.

Наметившееся сотрудничество США и России было омрачено рядом односторонних акций США. Россия назвала «большой политической ошибкой» не согласованные с ООН военные действия, предпринятые США в отношении режима С. Хусейна в Ираке (операция «Свобода Ираку», 2003—2010). Президент США Б. Обама выступил за «перезагрузку» американо-российских отношений. 8 апреля 2010 г. Б. Обама и Президент России Д. А. Медведев подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), согласно которому у США и России должно быть не более 1550 ядерных боезарядов для каждой стороны.

В результате украинского кризиса в 2014 г. в американо-российских отношениях наступило похолодание.

Несмотря на разногласия, сотрудничество США и России помогло урегулировать ряд важных международных проблем. Так, в 2014 г. в Сирии было ликвидировано химическое оружие, а в 2016 г. Иран остановил программу обогащения урана, способную привести к созданию ядерного оружия, и с него были сняты международные санкции. В разрешении этих проблем американо-российское сотрудничество сыграло решающую роль.

Проверьте себя

  1. Какие причины обусловили формирование двухполюсной системы международных отношений?
  2. Какие факторы подталкивали гонку ядерных вооружений, какие сдерживали и способствовали переговорам?
  3. Что такое общеевропейский процесс?
  4. Какие цели преследовало Движение неприсоединения?
  5. Каковы причины обострения международных отношений в 1980-е гг. и как решалась в эти годы проблема сокращения вооружений?
  6. Назовите главные зоны региональных конфликтов.
  7. Какова роль ООН в урегулировании конфликтов?
  8. Чем отличается экономическая интеграция в Европе от североамериканской?
  9. Как менялись американо-российские отношения в конце XX в. и на рубеже XX-XXI вв.? Выделите главные факторы, которые обусловили эти изменения.

Подумайте

  1. Каковы последствия распада СССР и социалистического лагеря? Выскажите своё мнение.
  2. Что лучше для мирового сообщества и почему - лидерство единственной сверхдержавы или многополярный мир?

* Члены ЕС с 1957 г. — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, с 1973 г. — Великобритания, Дания, Ирландия, с 1981 г. — Греция, с 1986 г. — Испания, Португалия, с 1995 г. — Австрия, Финляндия, Швеция, с 2004 г. — Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва, с 2007 г. — Болгария и Румыния, с 2013 г. — Хорватия.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru