Учебник для 9 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

Заключение. Глобальные проблемы современности

Итоги истории XX в. противоречивы. Так же противоречивы могут быть суждения об этих итогах. По-прежнему стоит вопрос: учит ли история? Некоторые известные историки утверждают, что история ничему не учит. Между тем на опыт и уроки истории постоянно ссылаются политические деятели. Вероятно, единой точки зрения на эту проблему не может быть.

С одной стороны, много свидетельств того, что в мире произошли качественные, революционные по своей глубине перемены.

С другой — человечество пережило ужас и трагедию двух самых разрушительных и кровопролитных войн в истории и другие бедствия.

Покончено с колониализмом. Крушение тоталитарных фашистских и коммунистических режимов открывает перспективу цивилизационного единства мира.

Информационная революция и новейшие технологии преобразовывают современное общество, которое приобретает новые качественные черты постиндустриального общества. Новые средства труда и бытовая техника, развитие образования и культуры, утверждение приоритета прав человека обеспечивают возможности для совершенствования человека и нового качества жизни. Однако развитие технического прогресса не означает торжества гуманности, справедливости, нравственного здоровья и здоровой среды обитания.

В конце XX — начале XXI в. мир столкнулся с новыми вызовами. Они породили глобальные проблемы, от решения которых зависят общественный прогресс и само существование человечества.

Проблема сохранения мира

Региональные войны, этно-конфессиональные конфликты, наличие оружия массового уничтожения (атомного, химического, бактериологического) делают актуальной проблему сохранения мира на планете. Попыткой разрешения данной проблемы является деятельность мирового сообщества и международных организаций (прежде всего ООН) по отказу от войн как средства разрешения конфликтов, дальнейшему сокращению запасов оружия массового поражения.

В начале XXI в. заявил о себе международный терроризм. От него страдают как развитые (США, Великобритания, Испания), так и развивающиеся (Ирак, Афганистан, Нигерия) страны. Борьба с этим явлением также возможна лишь совместными действиями мирового сообщества.

Проблемы модернизации и преодоления отсталости

Освобождение от колониализма было прогрессом и завоеванием человечества. Однако суверенитет автоматически не ведёт к преодолению вековой экономической отсталости, нищеты и голода. Многие из этих проблем касаются и развитых стран, где остаётся проблемой хроническая безработица.

Формирование постиндустриального общества привело к увеличению технологического отрыва развитых стран от всего мира. Если индустриальная экономика строилась на взаимозависимости богатых и бедных стран, регионов, социальных классов, то в постиндустриальную эпоху многие бедные страны, регионы, местности, социальные группы «выключены» из глобальной информационной экономики. Хроническая нищета становится питательной почвой для социальной напряжённости, конфликтов и международного терроризма. В документах ООН на рубеже XX—XXI вв. проблемы преодоления отсталости и бедности в мире названы главными глобальными проблемами человечества.

Сложности преодоления экономического отставания и модернизации развивающихся стран являются не только проблемой национальных государств, но и проблемой глобального масштаба и ответственности всего цивилизованного мира.

Экологические проблемы

В течение всего XX и в начале XXI в. происходило ухудшение природно-климатических условий обитания человека. Прежде всего это связано с развитием промышленности и технологий, ростом городов, увеличением объёмов вредных выбросов в атмосферу. Как следствие, загрязнение воздуха и вод Мирового океана, нехватка питьевой воды, перенаселённость мегаполисов, общее ухудшение здоровья людей. Для предотвращения этой угрозы требуются сотрудничество и коллективные усилия всех государств.

Демографическая проблема становится всё более важной для человечества. В XX в. население Земли увеличилось до 6 млрд человек. Прирост населения происходит прежде всего за счёт развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. В связи с этим большинство из таких государств сталкивается с проблемами перенаселённости, бедности, голода.

В развитых странах, наоборот, наблюдаются снижение рождаемости, что, по прогнозам демографов, негативно скажется в будущем на их экономическом развитии.

Проблемы глобализации

В 1990-е гг. ускоренно развивались транснациональные корпорации, что усилило взаимозависимость экономик национальных государств. Вместе с тем это привело к ослаблению способности отдельных государств влиять на состояние мирового финансового рынка. В последние десять лет мир не раз уже сталкивался с мировыми и региональными финансовыми кризисами, которые угрожали стабильности глобальной и национальных экономик. Поэтому насущной задачей мирового сообщества является поиск форм сотрудничества государств мира по предотвращению негативных последствий глобализации.

Уважение к культурному разнообразию мира и диалог культур являются залогом развития человечества по пути прогресса.

Помимо вышеперечисленных, перед человечеством остро стоят и следующие проблемы: исчерпаемости ресурсов и сырья, эпидемии СПИДа, наркомании и др. Их решение — наша общая задача.

Вопросы и задания к курсу

  1. Выберите признаки индустриального общества: а) запуск конвейерных линий; б) массовое производство стандартных промышленных товаров; в) внедрение автомобиля; г) появление компьютеров и Интернета; д) создание экологически чистых производств; е) бурный рост городского населения; ж) усиление регулирующей роли государства; з) социальные реформы.
  2. Какая из держав была названа в Версальском договоре (1918) главной виновницей развязывания Первой мировой войны: а) Австро-Венгрия; б) Германия; в) Италия; г) Англия; д) Франция?
  3. Назовите трёх главных основателей Антигитлеровской коалиции: а) СССР; б) Великобритания; в) Франция; г) США; д) Италия.
  4. На каком из международных процессов было введено понятие преступления против человечности: а) Нюрнбергском; б) Токийском; в) Гаагском?
  5. Выделите признаки постиндустриального информационного общества: а) преобладающая роль сферы услуг над сферой материального производства; б) развитие информационных технологий, микроэлектроники, био- и нанотехнологий; в) внедрение компьютеров и распространение Интернета; г) постоянное стремление к инновациям; д) индивидуализация производства и потребления; е) ограничение государственного вмешательства в экономику; ж) увеличение роли гражданского общества; з) особое внимание к экологии; и) сокращение городского населения за счёт увеличения сельского.
  6. Какая страна обрела в 2010 г. статус второй экономики мира после США: а) Германия; б) Япония; в) Китай; г) Индия; д) Бразилия?
  7. Можно ли однозначно назвать XX в. веком прогресса и торжества разума? Обоснуйте свои ответы.
  8. Что вы видите положительного и отрицательного в социальных и политических процессах в зоне развитых индустриальных стран и стран, освободившихся от колониализма, во второй половине XX в.? Попытайтесь провести сравнительный анализ по линии «общее и особенное» в развитии стран и народов.
  9. Сравните политические режимы и состояние экономик ведущих европейских стран в первой и второй половине XX в. Какие основные особенности характерны для политического и экономического развития ведущих европейских стран в эти периоды?
  10. Ускоренный научно-технический прогресс и позитивные изменения в условиях жизни во второй половине XX в. вряд ли можно оспорить. Сопровождаются ли такие изменения переменами в духовной и культурной жизни? Если да, то в какой степени? Что тормозит этот процесс?
  11. Обсудите тему «Основные направления изменений в культуре и искусстве XX — начала XXI в.» и укажите роль автора и зрителя в современном искусстве. Что вы понимаете под термином «массовая культура» и как вы относитесь к этому явлению?
  12. Назовите главные, по вашему мнению, глобальные проблемы современности. Какие пути их решения вы считаете первоочередными?
  13. Учит ли история?
  14. Можно ли познать отечественную историю без знания истории других стран?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru