Учебник по военному делу

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

       

Основные положения и организация стрельбы из стрелкового оружия. Цель обучения стрельбе

Как вы понимаете, в чем заключается мастерство стрелка?

Приобретение практических навыков по основам военного дела осуществляется на занятиях по огневой подготовке, где изучаются правила безопасности при обращении с оружием, назначение, боевые свойства и принцип работы современного стрелкового оружия, ручных осколочных гранат.

Для выполнения упражнений по практической стрельбе из малокалиберной (пневматической) винтовки и автомата используются тиры и стрельбища учебных заведений, базовых учебных заведений и центров допризывной подготовки в районах (городах), военных частей и высших военных учебных заведений и других воинских формирований, а в случае расположения учебных заведений на большом расстоянии от воинских частей — органов внутренних дел.

Цель индивидуального обучения стрельбе — приобретение учащимися начальных навыков решения огневых задач из стрелкового оружия в современном бою.

Классификация упражнений стрельб для индивидуального обучения. Упражнения стрельб для индивидуального обучения включают: упражнения начальных стрельб (УНС); упражнения учебных стрельб (УУС); упражнения контрольных стрельб (УКС); упражнения боевых стрельб (УБС).

Примечание. Упражнением боевых стрельб из автомата определено упражнение начальных стрельб из курса стрельб из стрелкового оружия и боевых машин, которое называется «Стрельба с места по неподвижным целям».

Организация выполнения упражнений стрельб. Индивидуальное обучение стрельбе начинается с исполнения 1, 2 УНС из пневматической винтовки. В дальнейшем, упражнения стрельб выполняются в такой последовательности: 1, 2 УУС и УКС из малокалиберной винтовки — в учебных заведениях; УБС из АК боевым патроном — в воинских частях во время учебно-полевых сборов.

Подготовительные упражнения по обучению стрельбе включают решение одной или нескольких огневых задач. Под решением огневой задачи понимается поражение одиночной или групповой цели стрельбой боевыми (малокалиберными) патронами или условными выстрелами. Поражение целей условными выстрелами преподаватель определяет с помощью учебных стрелковых приборов.

Руководителем стрельбы на участке назначается преподаватель предмета учебного заведения. Ему подчиняется весь состав учебного подразделения, который учится стрельбе. Руководитель стрельбы на участке назначает из состава учебного подразделения наблюдателя, команду для тушения пожаров на мишенном поле, а в случае необходимости — раздатчиков патронов.

Меры безопасности (по правилам безопасности) при проведении занятий по огневой подготовке в общеобразовательных учебных заведениях. В зоне ведения огня определяются исходное положение и огневой рубеж, выделенные хорошо видимыми линиями и указателями. На огневом рубеже должны быть подстилки для стрелков и упоры (мешочки или валики с песком или опилками) для стрельбы лежа. В помещении для занятий по стрельбе оборудуются учебные места, размещаются щиты с описанием мер безопасности, условий выполнения подготовительных упражнений.

Обучение учащихся навыкам стрельбы из огнестрельного оружия боевыми патронами проводят согласно «Курса стрельб» на стрельбищах и в тирах воинских частей, военных учебных заведений. В каждом тире и на стрельбище должна быть аптечка или санитарная сумка для оказания первой медицинской помощи.

Оружие в обязательном порядке подлежит проверке на наличие патрона в патроннике. Безопасность во время проведения стрельб гарантируется их четкой организацией, знаниями, соблюдением «Курса стрельб», правил безопасности, дисциплинированностью всех, кто участвует в стрельбе.

На каждом объекте, где проводится стрельба, с учетом его особенностей и местных условий, разрабатывается инструкция по мерам безопасности, которую должен знать личный состав подразделения, проводящего стрельбу. Личный состав, не ознакомленный с мерами безопасности, к обслуживанию и стрельбе не допускается.

Не разрешается стрелять боевыми и малокалиберными патронами, пулями для пневматической винтовки в тире или на стрельбище, где не гарантирована безопасность стрельбы, а также передоверять руководство стрельбой кому-то из учеников.

Стрельба разрешена с исправного, приведенного к нормальному бою оружия.

Заряжать оружие и стрелять разрешается только по команде преподавателя на огневом рубеже. До и после стрельбы необходимо осматривать оружие.

В тире (на стрельбище) запрещено: прицеливаться, направлять оружие в разные стороны и тыл, а также на людей (животных), в каком бы состоянии ни находилось оружие; прицеливаться в мишени даже из незаряженного оружия, если в их расположении находятся люди (животные); брать оружие, касаться его или подходить к нему без команды. Чистить оружие следует в специально отведенных местах под присмотром преподавателя или руководителя стрельбой.

При проведении занятий по огневой подготовке на местности передвижение разрешается только по дорогам и в районах, указанных руководителем.

О всех несчастных случаях, произошедших во время практических занятий по огневой подготовке, нужно немедленно сообщить в ближайший медицинский пункт, местные органы милиции и в органы образования.

Порядок выполнения и условия упражнений стрельб из стрелкового оружия. Порядок выполнения упражнений стрельб. Руководитель стрельбы на участке приказывает очередной смене стреляющих получить на пункте боепитания патроны. Патроны выдаются поштучно по ведомости. В случае необходимости патроны могут выдаваться раздатчиком патронов в исходном положении в снаряженных магазинах.

Ученики, получив боеприпасы, осматривают их, снаряжают патронами магазин, укладывают магазин в сумку и под руководством командира учебного отделения (старшего смены в составе пары, группы) направляются в исходное положение.

Руководитель стрельбы на участке уточняет учащимся порядок выполнения упражнения (огневую позицию, место для стрельбы, положение для стрельбы, сектор стрельбы, направление движения, очередность стрельбы тех, кто стреляет) и напоминает требования безопасности при выполнении упражнения.

Убедившись в готовности учеников и участков к стрельбе, руководитель приказывает на пункте управления открыть красные полукруги визуального сигнального устройства (ВСУ) и докладывает о готовности к стрельбе старшему руководителю.

После проверки готовности всех участков к стрельбе старший руководитель стрельбы приказывает на командном пункте открыть красные полукруги и отдает распоряжение на подачу сигнала «Слушайте все». По этому сигналу и по команде руководителя стрельбы «На определенные направления — ВПЕРЕД!» те, кто стреляет, согласно полученному заданию выходят на свои направления для стрельбы. Убедившись в готовности учащихся и в безопасности стрельбы, руководитель стрельбы на участке отдает распоряжение на подачу сигнала «Огонь!».

Руководитель стрельбы на участке подает команду «Огневая позиция — 10 м впереди, положение для стрельбы (лежа, с колена, стоя), сектор стрельбы (ориентир 1, ориентир 2) — К БОЮ!». Ученики действуют по такому алгоритму: занимают указанные огневые позиции на рубеже открытия огня (РОО), готовятся к стрельбе, заряжают оружие и докладывают: «Первый (второй), к бою готов!» и действуют в соответствии с полученным заданием, наблюдают за указанным сектором стрельбы и в случае обнаружения целей самостоятельно открывают огонь из положений для стрельбы, предусмотренных условиями упражнения.

По окончании выполнения упражнения ученики докладывают: «Первый (второй), стрельбу закончил!» и ставят оружие на предохранитель. По команде руководителя стрельбы на участке «Прекратить огонь! Разряжай!» стреляющие разряжают оружие и докладывают: «Первый (второй), оружие разряжено, поставлено на предохранитель!». Руководитель стрельбы на участке, подходя к стреляющим, подает команду «Оружие к осмотру!», осматривает оружие, после чего подает команду «Оружие осмотрено!».

После осмотра оружия руководитель стрельбы на участке возвращает смену в составе пары, группы в исходное положение, дает команду «Отбой!» и распоряжение открыть белые полукруги на пункте управления, докладывает старшему руководителю стрельбы об окончании стрельбы. После этого заслушивает доклад каждого ученика о действиях во время выполнения упражнения, о наблюдении за результатами стрельбы, расходе боеприпасов, неисправностях и задержках при стрельбе.

Форма доклада: «Товарищ капитан, ученик Петров выполнял боевое задание по уничтожению противника в указанном направлении (секторе стрельбы). При стрельбе наблюдал: грудная фигура дальность ... , прицел ... , в центр (под обрез) — поражена (непоражена); стрелок, дальность ... , прицел ..., в центр (под обрез) — поражен (непоражен); патроны потрачены полностью (не полностью, осталось ... патронов), задержек при стрельбе не было (были ...)». Заслушав доклады, руководитель разборает действия выполнявших упражнение. После этого приказывает сдать на пункт боепитания (раздатчику) неизрасходованные боеприпасы и направляться на следующее учебное место.

После докладов руководителей стрельбы на участке, когда на всех пунктах управления будут открыты белые полукруги, старший руководитель стрельбы отдает указание открыть на командном пункте белый полукруг и подать сигнал «Отбой!» и, если нужно, осмотреть мишени. Результаты стрельбы заносятся в ведомость определения индивидуальной оценки и учета результатов выполнения упражнений стрельб.

Во время выполнения упражнений стрельб руководитель стрельбы находится в пешем порядке — не ближе 15 м от того, кто стреляет. Показ цели начинается через 10-20 с после занятия огневой позиции теми, кто стреляет.

Упражнения стрельб в составе подразделения по воздушным целям выполняются в следующем порядке1: руководитель стрельбы на участке в исходном положении ставит боевую задачу командиру отделения на действия в наступлении или обороне, после прохождения отделением РОО и достижения им рубежа, соответствующего дальности до цели, или после занятия указанной позиции руководитель стрельбы подает сигнал на показ цели (мишень вертолета); по команде командира отделения личный состав готовится к стрельбе и ведет огонь по указанной цели; по окончании стрельбы, разрядки и осмотра оружия отделение возвращается в исходное положение.

Действия при оружия по командам «К бою!», «Огонь!», «Прекратить огонь!», «Разряжай!», «Оружие к осмотру!». Ученик находится в исходном положении, автомат держит «на ремень», магазин в сумке для магазинов. По команде руководителя раздатчик выдает 5 учебных патронов. Ученик снаряжает магазин и укладывает его в сумку. По команде «К БОЮ!» занимает место для стрельбы, заряжает оружие, готовится к ведению огня и докладывает: «Такой-то к бою готов!»

По команде «ОГОНЬ!» последовательно устанавливает прицел, снимает с предохранителя и устанавливает вид огня, наблюдает в указанном секторе стрельбы и в случае обнаружения целей самостоятельно открывает огонь из положений для стрельбы, предусмотренных условиями упражнения. Докладывает об окончании стрельбы и по команде руководителя разряжает оружие, предоставляет для осмотра, возвращается в исходное положение. Прекращение стрельбы может быть временным и полным.

Временное прекращение стрельбы. Для временного прекращения стрельбы подается команда «Стой!», а при стрельбе в движении — «Прекратить огонь!». По этим командам автоматчик прекращает нажатие на спусковой крючок, ставит автомат на предохранитель и, если необходимо, меняет магазин.

Для смены магазина нужно: отделить магазин от автомата; присоединить снаряженный магазин.

Если в магазине истрачены все патроны, то после присоединения снаряженного магазина к автомату надо снять автомат с предохранителя, отвести затворную раму за рукоятку назад до отказа, отпустить ее и снова поставить автомат на предохранитель.

Полное прекращение стрельбы. Для полного прекращения стрельбы подается команда: «СТОЙ!» «ПРЕКРАТИТЬ ОГОНЬ! РАЗРЯЖАЙ!». По этой команде автоматчик ставит автомат на предохранитель, оттягивает хомутик назад и устанавливает прицел на «П», разряжает автомат. При стрельбе из положения лежа, удерживая автомат правой рукой за цевье и ствольную накладку, опускает приклад на землю, а дульную часть кладет на предплечье левой руки (ил. 1).

Ил. 20.1. Положение автомата после прекращения огня

При стрельбе из окопа автомат после разрядки может быть положен на бруствер окопа рукояткой затворной рамы вниз.

Разряжание и осмотр оружия после стрельбы. Разряжание автомата:

  • а) отделить магазин;
  • б) снять автомат с предохранителя, в) медленно отвести затворную раму за рукоятку назад, извлечь патрон из патронника (если он был дослан) и отпустить затворную раму;
  • в) нажать на спусковой крючок (спустить курок с боевого взвода);
  • г) поставить автомат на предохранитель, взять его «на ремень», если стрельба велась из положения стоя, или положить на землю, если стрельба велась из положения лежа;
  • д) вынуть патроны из магазина и присоединить магазин к автомату;
  • е) подобрать патрон, извлеченный из патронника.

Осмотр автомата после стрельбы. После разрядки, если нужно, командуют «Оружие — к осмотру!». По этой команде нужно:

  • а) в положении лежа: отделить магазин и положить его возле автомата горловиной к себе. Снять автомат с предохранителя, отвести за рукоятку затворную раму назад и повернуть его немного влево; после осмотра командиром патронника и магазина отпустить затворную раму вперед, спустить курок с боевого взвода (нажать на спусковой крючок), поставить автомат на предохранитель, присоединить магазин к автомату;
  • б) в положении стоя с автоматом «на ремень»: удерживая автомат левой рукой снизу за цевье, правой рукой отделить магазин и переложить его в левую руку подавателем кверху, выпуклой частью от себя, пальцами левой руки прижать магазин к цевью автомата; снять автомат с предохранителя, отвести затворную раму назад и повернуть его немного влево (ил. 2).

Ил. 20.2. Действия стрелка в положении стоя с автоматом «на ремень» после команды «Оружие — к осмотру!.»

После осмотра патронника и магазина отпустить затворную раму вперед, спустить курок с боевого взвода (нажать на спусковой крючок), поставить автомат на предохранитель, присоединить магазин, взять автомат в положение «на ремень».

Упражнения начальных стрельб

1. УНС Стрельба с места по неподвижной цели из положения для стрельбы сидя. Условия исполнения. Цель — мишень с пометкой «П» (пневматическая). Расстояние до цели 5 м. Количество патронов 8 (3 пробных, 5 зачетных). Время на стрельбу не ограничено. Положение для стрельбы — сидя за столом с опорой на локти.

Оценка: 12 баллов — выбить 45 очков, 11 баллов — выбить 43 очка, 10 баллов — выбить 40 очков, 9 баллов — выбить 35 очков, 8 баллов — выбить 33 очка, 7 баллов — выбить 30 очков, 6 баллов — выбить 25 очков, 5 баллов — выбить 23 очка, 4 балла — выбить 20 очков, 3 балла — выбить 15 очков, 2 балла — выбить 13 очков, 1 балл — менее или ровно 10 очкам.

2. УУС. Стрельба с места по неподвижной цели из положения для стрельбы стоя.Условия исполнения. Цель — мишень с пометкой «П» (пневматическая). Расстояние до цели 10 м. Количество патронов 8 (3 пробных, 5 зачетных). Время на стрельбу не ограничено. Положение для стрельбы — стоя за столом с упором на локти.

Оценка: 12 баллов — выбить 40 очков, 11 баллов — выбить 35 очков, 10 баллов — выбить 33 очка, 9 баллов — выбить 31 очко, 8 баллов — выбить 29 очков, 7 баллов — выбить 27 очков, 6 баллов — выбить 25 очков, 5 баллов — выбить 20 очков, 4 балла — выбить 17 очков, 3 балла — выбить 12 очков, 2 балла — выбить 10 очков, 1 балл — выбить менее 10 очков.

Огневые тренировки

Учебные места для занятий по огневой подготовке состоят из мест огневых тренировок из стрелкового оружия и мишенных полей (ил. 3).

Ил. 20.3. Модель мишенного поля

Места тренировок выбирают и разворачивают на ограниченном участке местности, в стрелковом тире или кабинете предмета. На указанных местах выполняются разработанные преподавателями упражнения, огневые задачи, поэтому насыщенность мест учебно-тренировочными средствами зависит от их творческих способностей.

Места для огневых тренировок: 1 — выполнение подготовительных упражнений стрельб, 2 — разведка целей, 3 — определение дальности до целей и определение исходных данных для стрельбы.

Для подготовки мишенного поля применяются мишени (макеты). Размеры мишеней зависят от дальности, которая зависит от условий упражнений стрельб. При уменьшении дальности на соответствующую величину уменьшаются и размеры мишеней. Поэтому не обязательно готовить мишенное поле глубиной 200 м, чтобы наблюдать за полем боя, выполнять подготовительные упражнения для боевой стрельбы из автомата. Например, для УБС из автомата дальность до ростовой фигуры № 8 (150x50 см) — 200 м. При уменьшении дальности в 10 раз размеры фигуры № 8 — 15x5 см.

При подготовке мишенного поля придерживаются следующих правил:

  • а) мишени устанавливают вертикально, на уровне поверхности земли (без просвета);
  • б) мишени красят одним цветом под фон окружающей местности, при этом видимость мишеней и их контуры должны обеспечивать ведение по ним прицельного огня;
  • в) плоскость мишеней должна быть перпендикулярна к плоскости (направления) стрельбы с места открытия огня по ним;
  • г) дальности до целей, указанных в условиях упражнений, определяются от места нахождения того, кто стреляет;
  • д) все цели рассредоточиваются по фронту, устанавливать их в створе запрещается.

Учебно-тренировочный комплекс — это участок местности с развернутыми учебными местами для практических занятий и тренировок по основам военного дела. Участок выбирается вблизи учебного заведения, его размеры определяют путем моделирования. Например, для занятий по тактической подготовке участок разделяют на полосы (квадраты), в пределах которых придется действовать учебному подразделению по компьютерным моделям боя.

Упражнения со стрелковым оружием. Меры безопасности при обращении со стрелковым оружием.

  1. По каким признакам, по вашему мнению, классифицируются упражнения для стрельбы из стрелкового оружия?
  2. Что является целью обучения стрельбе из _, стрелкового оружия и почему?
  3. В чем заключается организация выполнения упражнений по стрельбе из стрелкового оружия?
  4. Доложить общие меры безопасности при обращении со стрелковым оружием.
  5. Доложить меры безопасности при переносе стрелкового оружия?
  6. Доложить меры безопасности при стрельбе из стрелкового оружия?
  7. Прокомментируйте и выполните команду: «К бою!».
  8. Прокомментируйте и выполните команду: «Огонь!».
  9. Прокомментируйте и выполните команду: «Разряжай!».
  10. Прокомментируйте и выполните команду: «Оружие к осмотру!».

1Указанный порядок применяется для отработки огневых заданий в разрезе темы «Солдат в бою» по тактической подготовке.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru