|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕПроверьте себя
Подумайте, обсудите, сделайте1. Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь его охарактеризовать, применяя политологическое понятие и типологию лидерства. 2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ. 3. В 2005 г. социологи предложили молодым людям оценить по десятибалльной шкале наиболее важные для политического лидера личные качества. Опрошено 500 человек. Результаты показали, что наиболее высоко оценивают ум, интеллект - 9,29 балла; ответственность - 8,86 балла; лидерские качества - 8,79; честность - 8,65; общая культура, образованность - 8,49; сильная воля - 8,4; опыт в политике - 8,3; умение слушать других - 8,23; организаторские способности - 8,15. А личное обаяние оценили в 6,81 балла, физическую силу - в 4,91 балла. ( Корниенко О. М., Ламанов И. А. Молодежъ в политическом процессе России. - М., 2006. - С. 232- 233.) Если бы опрос проходил в дни, когда вы изучаете этот параграф учебника, каким можно предположить мнение молодежи о политическом лидере? В какой последовательности расположили бы перечисленные факторы лично вы? Какие факторы успеха вы включили бы в перечень? Свой ответ прокомментируйте. Поработайте с источникомОзнакомьтесь с подходами современного российского исследователя к теме политического лидерства. Так же, как в социальной психологии и политологии, при анализе феномена политического лидерства существуют три основных подхода. Первый заостряет внимание на исследовании среды как фактора, наиболее сильно влияющего на процесс лидерства. Упор в таких работах делается на изучении внутренних социально-экономических процессов, организационных структур, культурно-исторического контекста, стабильных и нестабильных ситуаций, национальных и межгосударственных условий. Другой подход, по аналогии с некоторыми социально- психологическими исследованиями, акцентирует внимание на индивидуальных свойствах личности, облеченной политической властью, которая контролирует поведение других. При этом одни исследователи придают большое значение чертам характера личности и особенностям поведения самого руководителя, другие же считают особенно важными формальные факторы обладания должностью. Третий подход пытается объяснить лидерство через описание качеств, присущих последователям или оппонентам лидера. Наиболее значимыми явлениями здесь считаются: склонности и готовность признать роль других, их социоэкономические и политические ожидания, групповые интересы и фракционные споры. Эти различные подходы явно прослеживаются и в изучении
президентства в Соединенных Штатах. Так, одна из
школ... считает наиболее важными для законодателей и
чиновников, в плане их влияния на массы, навыки личного
лидерства.
Представители другой школы... утверждают, что «ключ к пониманию президентской власти заключается в ее конституционности» и в таких политических факторах, как выборы, парламентские блок и, общественное мнение. Третья точка зрения... практически включает в себя обе предыдущие, убеждая, что «президентская власть может быть, в частности, понята только в контексте всей политической системы и ее окружения». Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. - Архангельск, 1996. - с. 205-206. Вопросы и задания к источнику
|
|
|