|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕПроверьте себя
Подумайте. обсудите. сделайте1. Подумайте о следующих фактах, имевших место в начале ХХ в. На затерявшемся в океане острове жили две общины колонистов - немцев и англичан, предки которых давно поселились здесь. Они мирно общались между собой, сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с внешним миром осуществляли корабли, изредка заходившие сюда. В августе 1914 г. началась мировая война, но на острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи тогда не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о том, что Великобритания и Германия столкнулись в кровавой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отношения между общинами стали враждебными. Какие выводы о значении политической информации можно сделать из этой истории? 2. Оцените следующие факты. В середине ХХ в., для того чтобы переслать 30 страниц текста на расстояние 5 тыс. км, потребовалось бы примерно десять дней и стоило бы около 30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно бы ло выполнить по факсу за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов. В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных, тот же объем информации можно перебросить за 3 секунды, затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз, а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из этих фактов. 3. Американский журналист Ч. Дейна как-то сказал: «Если собака кусает человека, это не новость; новость - если человек кусает собаку». Отражает ли данное высказывание сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекликается с этими словами? 4. Проследите, как освещается какое-либо значительное событие, происходящее одновременно с изучением данной темы, в одной из центральных газет, в одной из информационных программ радио и в одной из информационных программ телевидения. Сопоставьте с характеристикой особенностей каждого вида СМИ. Сделайте выводы. 5. Проведите небольшое социологическое исследование: анкетный опрос ваших одноклассников на тему «Мой главный источник политической информации». Результаты исследования обсудите в классе. 6. Составьте для молодого человека, проявляющего интерес к массовой информации, памятку под названием «Как ориентироваться в материалах СМИ» (вариант названия: «Лоцман в море политической информации»). Обсудите ее в классе. Поработайте с источникомПрочитайте фрагмент из работы современного политолога. Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к информации, во-вторых, способность ее анализировать и принимать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслыханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое, благодаря Интернету, способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц. Наибольшие перспективы имеет процесс использования интернет-технологий для дальнейшего расширения возможностей существующей системы представительной демократии и развития процессов так называемой «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в использовании интернет-технологий для следующих целей:
Развитие компьютерной сети изменило во многом характер политических коммуникаций, позволив устанавливать одновременный контакт между миллионами людей. Вершинин С. Политическая коммуникация
Вопросы и задания к источнику
Об этом спорятСпоры, как отмечает автор приведенного выше фрагмента, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на демократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных. Что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рождаются новые институциональные структуры? Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных взаимодействиях, но при этом сохранить устойчивость общественных институтов? Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, демократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе? В чем заключается влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан? Какой тип демократии формируется в информационном обществе? Выберите вопросы, представляющие для вас наибольший интерес, и предложите обсудить их в классе.
|
|
|