Учебник для 3 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Главные и второстепенные члены предложения

37. Прочитайте. Определите границы предложений. Прочитайте предложения с нужной интонацией.

Барсук готовит на зиму постель он толкает в нору ворох осенних листьев вдруг глухой стук заставил барсука вздрогнуть что это это упал с дуба спелый жёлудь.

  • Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения. Запишите, правильно обозначая начало и конец предложений.

38. Прочитайте схему «Члены предложения». Расскажите о том, что вы знаете о членах предложения, пользуясь схемой.

39. Прочитайте. Сравните первое и второе предложения. Объясните, чем они отличаются.

  1. Стрижи улетели.
  2. Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.
  • Какое предложение является распространённым, а какое - нераспространённым? Спишите распространённое предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
  • Какой (какие) из второстепенных членов этого предложения поясняет (уточняет) сказуемое, подлежащее? Поставьте вопрос к каждому второстепенному члену предложения.

40. Прочитайте. Составьте из слов каждой группы предложения так: сначала подберите слова, которые будут в предложении главными членами, потом - слова, которые будут их пояснять.

  1. Лето, уже, красное, прошло.
  2. Журавли, тёплые, улетели, в, страны.
  3. Спрятался, ёж, в, гнездо, под, сосны, корнями.
  4. Скрылись, в, деревьев, кору, жуки.
  5. Змеи, в, тёплый, зарылись, мох, и, ящерицы.
  6. Выбрал, место, для, медведь, берлоги.
  • Запишите составленные предложения. Какой темой их можно объединить? Дополните текст ещё одним предложением на эту же тему.
  • Подчеркните во втором предложении главные члены. Скажите, какую роль выполняют в этом предложении второстепенные члены.

41. Прочитайте.

1. Белочка сидела (рыжая, на, пеньке). 2. Она грызла (шишку, еловую). 3. Подбежал медвежонок (к, белочке, маленький, вдруг). 4. Он хотел поиграть (с, ней). 5. Зверёк прыгнул (рыжий, быстро, на, ель, высокую).

  • Распространите предложения второстепенными членами, используя слова из скобок. Запишите.
  • Составят ли предложения текст? Почему? Придумайте к тексту заголовок.

42. Прочитайте.

      Седые туманы плывут к облакам.
      (А. Пушкин)

      Птички улетели в тёплые края.
      (А. Плещеев)

      Кругом пестреет лес зелёный.
      (А. Майков)

  • Объясните другу, как найти в данных предложениях главные и второстепенные члены предложения.
  • Запишите одно из предложений по памяти. Проверьте себя. Подчеркните основу предложения.

43. Прочитайте предложение.

Осенью расцвели белые астры.

  • Прочитайте Памятку 2 «Как разобрать предложение по членам». Обратите внимание на последовательность действий при разборе.
  • Разберите данное предложение по членам, пользуясь Памяткой 2 (кроме п. 6).

Обратите внимание! В учебниках по русскому языку принято определённым образом обозначать разные виды разборов. Цифра 4 у последнего слова предложения показывает, что данное предложение надо разобрать по членам.

44. Прочитайте.

      Румяной зарёю
      Покрылся восток.
      В селе за рекою
      Потух огонёк.
      Росой окропились
      Цветы на полях.
      Стада пробудились
      На мягких лугах.
      (А. Пушкин)

  • Напишите строки по памяти. Проверьте себя.

45. Прочитайте.

  1. Лист..я на деревьях пож..лтели.
  2. В гн..зде сидел маленький с..венок.
  3. Белые ч..йки круж..лись над водой.
  4. Осенний вет..р жалобно шумит.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Выберите любое предложение для разбора по членам предложения. Скажите, как вы будете его разбирать.

46. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала нераспространённые предложения, затем распространённые.

  1. Светит мес..ц.
  2. Расцв..ла душ..стая сирень.
  3. Моросил дож..ь.
  4. К..ртоф..ль сварился.
  5. Мы ехали по лесной д..роге.
  6. В ог..роде созрели красные п..м..доры.
  7. В..рона громко каркнула.
  • Подчеркните основу каждого предложения (главные члены).
  • Разберите любое распространённое предложение по членам.

47. Рассмотрите схемы предложений. Какие предложения из упр. 46 подойдут к этим схемам?

  • Запишите эти предложения. Устно разберите их по членам предложения.
  • Начертите схему к одному из других распространённых предложений упр. 46. Объясните, как вы это делали.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru