Учебник по ИЗО для 6 класса

Изобразительное искусство

       

Живописные материалы

Живописные материалы - это краски, которые дают художнику богатые возможности в изображения мира. В глубокой древности человек научился получать красящие вещества, растирая в порошок разноцветные глины и камни, Эта красочная основа порошок — называется «пигмент». Чтобы из него сделать краску, надо найти подходящее связуюшее вещество. Для этого применяли воск, яичный желток, рыбий клей, И даже сегодня в самые качественные краски обязательно входят те же натуральные вещества.

Как ты думаешь, почему художникам для живописи требуются разные виды красок — акварель, гуашь, темпера, масло? Да потому, что нужны разные по характеру краски: одни — чтобы расписывать стены, другие — чтобы создавать живописные картины или маленькие живописные произведения, например миниатюры для книг.

A. Рублев, Д. Черный. Благовещение. Икона. Темпера Россия XV в.

Темпера — одна из самых древних красок. До XV в. темпера была наиболее распространенным материалом живописи. Краска разбавляется водой, но быстро высыхает и становится прочной. На Руси яичная темпера применялась в иконописи и для росписи храмов. Фрески наносились на стены храмов или дворцов по слою еше не просохшей штукатурки, которая впитывала в себя красящий пигмент и прочно его закрепляла.

Дионисий. Фрески церкви Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.

Акварель — это прозрачные водяные краски. Их наносят на бумагу тонкими слоями так, чтобы бумага просвечивала сквозь них. При этом они дают возможность получить очень яркие цвета, отличающиеся особой свежестью. Но для этого требустся мастерство и ясное представление о задуманном образе. Если одно и то же место покрыть несколькими слоями краски, оно может казаться грязным.

А.П. Остроумова-Лебедева. Павловск. Акварель. Россия XX в.

А.В. Фонвизин, Портрет артистки Л. Ордамской. Акварель. России XX в.

Гуашь, как и акварель, разводят водой. Это густые, кроющие краски, и при работе они дают большую, чем акварель, свободу исправлений.

ф.П. Толстой. Ветка винограда. Гуашь Россия XIX в.

Масло, наверное, самая главная живописная краска, она дает художнику самые большие возможности. Пишут маслом обычно по специально загрунтованному холсту и краску разводят не водой, а специальными растворителями. Масло позволяет вести работу многослойно, углубляя и разрабатывая содержание произведения.

Художественные техники - это способы работы тем или иным материалом. Например, акварелью можно вести работу в течение нескольких сеансов, накладывая по просохшему слою новый прозрачный и светлый слой краски. Можно взять цвет сразу в полную силу и быстро завершить работу или писать растекающейся акварелью по влажной, смоченной водой бумаге.

М.А. Врубель. Фрагмент картины. Масло. Россия XIX в.

И всякий раз потребуется специальный навык — мастерство владения данной техникой, которое приходит с опытом. Но мастерство художника определяется не только уровнем его техники. Мастерство определяется прежде всего умением видеть мир, мыслить и выражать свои чувства, так же как в литературном творчестве недостаточно знать грамоту, чтобы стать поэтом.

В.В. Кандинский. Композиция. Масло. Россия. XX в.

Задания

  1. На листе бумаги испробуй самые разные возможности красок. Не старайся при этом рисовать что-либо конкретное, просто стремись к тому, чтобы краска красиво растекалась, а соседние пятна смешивались между собой.

    Сделай густые мазки и прозрачные мазки. Почувствуй, что краски разных цветов ведут себя немного по-разному из-за характера их пигмента. Весь лист бумаги, на котором ты пробуешь краски, должен в конце работы стать выразительной композицией.

    Дж. Поллок. Номер 7. Масло США. XX в.

    В XX в. обострился интерес к самоценности языка живописи, взаимодействию красочным фактур, и ряд художников посвятили свое творчество эксперименту.

    Графические фактурные поиски в школе Баухауэ. Германия XX в.

  2. Попробуй на бумаге графические материалы и инструменты — карандаши, уголь, пастель, тушь и перо, тушь и кисть. Почувствуй, как по-разному они ощущаются при работе. Не надо рисовать сразу какое-либо конкретное изображение, сделай штрихи ш линии разной толшимы и длины.

    П. Пикзссо. Topepo. Тушь. Франция. XX в.

    Порисуй карандашом, углем или пастелью острым краем, оставляя резкие и послушные изменению нажима следы, и затем боковой плоскостью, мягко и бархатисто касаясь листа. Постарайся, чтобы к концу работы весь лист графических проб смотрелся красиво.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru