Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

23.1. Фовизм А. Матисса

Одним из первых художественных течений начала XX в. стал фовизм. Посетители и критики Парижской выставки 1905 г. были буквально шокированы представшим зрелищем. «Плоская раскраска» огромных холстов, «линии, толщиной в палец» (Л. Синьяк), странное сочетание интенсивного жёлтого с зелёным в портрете жены художника — всё раздражало и вызывало многочисленные нападки. Придуманная критиком Луи Векселем пренебрежительная кличка «фовисты» (фр. fauves — дикие), ставшая впоследствии названием группы художников, означала чужеродность их творчества общепринятым нормам и требованиям. Вскоре, когда прошёл первый шок, специалисты и критики увидели в их произведениях тщательно продуманный творческий метод.

Анри Матисс (1869—1954), один из самых ярких представителей фовизма, писал:

    «Я хочу искусства равновесия и простоты, которое не беспокоит, не смущает; я хочу, чтобы человек, усталый, перетрудившийся, надорванный, получил бы перед моей живописью успокоение и отдых... Все те, кто напрягает ум — деловые люди и интеллектуалы, — могли бы почерпнуть там отдых и успокоение, как бы в удобном кресле, которое даёт отдых после физического напряжения... Моя мечта — искусство гармоничное, чистое и спокойное, без всякой проблематики, без всякого волнующего сюжета...»

Если Ван Гог в конце своего творческого пути ощутил трагическое начало в жизни природы и человека, то Матисс, напротив, обратился к природе радостной и дружелюбной по отношению к человеку. Во многих произведениях художник стремился противопоставить живительные силы человека и природы миру современной цивилизации, которая лишает человека спокойствия, превращает его в бездушную машину, подобие манекенов... Не к пугающей враждебной стихии обращены его взоры, а к природе, дарящей человеку чистый воздух, солнечный свет, тепло, яркие, красочные цветы и деревья.

В картине «Радость жизни» воплощена мечта художника о «золотом веке» человечества. Идиллическая жизнь людей на фоне цветущей, почти райской природы прославляет их счастливое совместное существование. Природа улыбается человеку, делает его более совершенным и счастливым. Критики упрекали автора за слишком схематичный, линейный характер работы, но для Матисса она была «живописной поэмой».

Л. Матисс. Радость жизни. 1905—1906 гг. Собрание фонда Барнса, Мерион (Пенсильвания)

В чём ещё заключался секрет творческого феномена Матисса? В его особом отношении к средствам выразительности: в её цветовом богатстве и декоративности.

Преобладание цвета над формой, плоскостность, стилизация предметов — характерные черты творчества Матисса. Художник отказался от смешения красок, предпочитая им чистые цвета. По его мнению, ничто не должно отвлекать от природного цвета краски. Отвергнув светотень и мелкие детали, он стремился передать суть художественного образа с помощью точной и лёгкой линии. Его картинам присущи взрывающаяся палитра красок, заливающая пространство солнечным светом, волшебство линий «танцующих арабесок»... Любимым мотивом художника становится «окно в мир», дающее повод для философского осмысления вечных проблем бытия.

В широко известном декоративном панно Матисса «Танец» нашёл отражение идеал художника, его философские представления о месте и назначении человека в общей системе мироздания. Не раз отмечалось, что в древнейших культурах танец, исполняемый людьми с соединёнными руками, обозначает союз Земли и Неба. Холм, гора традиционно связывали мир земной и небесный, реальный и божественный. Интересно, что решение подобной космической темы Матисс предлагает через изображение человека, являющегося частицей мироздания.

Но как на языке живописи выразить природу танца? Что означал он для художника? Вот что он сам говорил об этом:

    «...Я очень люблю танец. Удивительная вещь — танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем».

Эти ощущения он и попытался выразить в произведении. Пять человеческих фигур, взявшись за руки и образуя замкнутый круг, легко и стремительно движутся по поверхности холма. Земля, словно пружина, упруго прогибается под их ногами. Контуры танцующих обрисованы гибкими и выразительными линиями, создающими особый музыкальный ритм полотна. Чтобы передать атмосферу танца языком живописи, художнику было необходимо подобрать определённый ритм. И он был найден безукоризненно точно. На помощь художнику пришли и краски. В палитре господствуют всего три цвета — «небесная лазурь, розовая свежесть и зелень холма», но именно они подчёркивают динамику движения и общее философское звучание полотна.

А. Матисс. Танец. 1909—1910 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Творчество Матисса нельзя рассматривать в рамках одного художественного направления фо-визма. Оно гораздо многограннее и сложнее. Когда к 1907 г. фовизм утратил своё значение, Матисс продолжил неустанный поиск новых путей и решений. При этом он всегда подчёркивал, что «фовизм существовал, по сути, то короткое время, пока мы считали необходимым вдохнуть жизнь во все цвета одновременно». Впоследствии, в каком бы жанре или виде искусства он ни работал (живопись, скульптура, станковая графика, книжная иллюстрация, театральные декорации, роспись керамики, архитектурные проекты), он сохранял свежесть и новизну взгляда на окружающий мир.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru