Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Аполлон и музы Парнаса

        В священном сумраке, в сиянии Дианы,
        Вы, музы, любите сплетаться в хоровод
        Или торжественный в Олимп свершая ход,
        С бессмертными вкушать напиток Гебы рьяный.

К. Д. Батюшков

В стихотворении А. С. Пушкина «К Жуковскому» есть такие строки:

        ...В тиши парнасской сени
        Я с трепетом склонил пред музами колени.
        Опасною тропой с надеждой полетел,
        Мне жребий вынул Феб, и лира — мой удел.

Кажется, именно из рук лучезарного Феба Пушкин получил лиру, свой поэтический дар. Действительно, Аполлон в первую очередь воспринимается нами как покровитель искусства. Он обитает на горе Парнас, у подножия Кастальского ключа, в обществе девяти муз — богинь поэтического вдохновения и творческих искусств. Среди них: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигймния (красноречие, гимны), Урания (астрономия).

Отсюда и другое имя бога — Аполлон Мусагет (предводитель муз). На голове Аполлона лавровый венок, им он венчает поэтов и победителей. Его неизменной спутницей является лира (кифара) — струнный музыкальный щипковый инструмент, который сопровождал исполнение эпических или лирических произведений (отсюда происхождение слова «лирика»). Никто из богов не мог превзойти Аполлона в игре на лире.

Аполлон Мусагет. Мраморная статуя из Тиволи. Римская копия с греческого оригинала. II в. до н. э. Музеи Ватикана, Рим

В картине русского художника Александра Андреевича Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» образно воплощена тема творческого вдохновения, три состояния человеческой души. Силой своего воображения и таланта художник проникает в сущность античного мифа. На фоне прекрасного и величественного пейзажа в центре картины мы видим бога Аполлона, увенчанного лаврами поэтического вдохновения. Справа от него — прекрасный юноша Кипарис, внимающий тихо льющейся музыке. Это звучит мелодия, которую исполняет на дудочке другой любимец Аполлона — Гиацинт. Во всем, что изобразил здесь художник, передано ощущение абсолютного покоя, тишины и творческого вдохновения.

А. А. Иванов. Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением. 1831—1834 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С одним из лучших описаний этой картины, принадлежащим исследователю М. В. Алпатову, мы предлагаем вам познакомиться:

«Картина русского художника необычайно притягательна своей поэтичностью, музыкальностью. Аполлон как главный персонаж выделяется светом. Его уста полуоткрыты, взгляд устремлен вдаль, он словно созерцает то высокое, о чем говорит чарующая музыка. В облике прекрасного бога искусств художник ясно выразил его превосходство над молодыми друзьями. Рядом с ним — смуглый юноша Кипарис. Он потупил очи и, как в полусне, прислонился к Аполлону, отдаваясь целиком музыке. По другую сторону от Аполлона сидит на корточках, робко и как бы вопросительно взирая на своего учителя, играющий на свирели юный Гиацинт... Вся картина залита теплым южным светом. Ткани белого, желтого и красного плащей гармонично вписываются в пейзаж. Аполлон со своими юными друзьями составляет лишь часть обширного простора природы».

Покровитель муз Аполлон Мусагет вошел и в историю мирового балета. Русским композитором Игорем Федоровичем Стравинским (1882—1971) была написана музыка к балетному спектаклю «Аполлон Мусагет». Премьера балета состоялась 27 апреля 1928 г. в Вашингтоне во время фестиваля современной музыки. Но спектакль не удовлетворил композитора. Тогда он предложил партитуру балета русскому театральному и художественному деятелю Сергею Павловичу Дягилеву, который поручил разработать его хореографию Джорджу Баланчину. В том же 1928 г. состоялась парижская премьера балета «Аполлон Мусагет», во время которой дирижировал сам Стравинский. Русский художник Л. С. Бакст (1866— 1924) выполнил декорации к спектаклю. С тех пор эта постановка вошла в репертуар многих театров мира и является признанной классикой балетного искусства.

Сцена из балета на музыку И. Ф. Стравинского «Аполлон Мусагет» (театр «Ла Скала»)

Действие спектакля происходит на острове Делос в Эгейском море. Именно здесь был рожден Аполлон, которому две богини вручают лиру. Он еще не знает, как играть на ней, и несмелыми движениями касается струн. Те вторят ему едва слышным звоном. Вскоре Аполлон в совершенстве овладевает искусством музицирования.

Рядом с Аполлоном три музы: Каллиопа, Полигимния и Терпсихора. Они склоняются перед своим покровителем Мусагетом, который начинает обучать каждую из них особому искусству. Музе поэзии Каллиопе он вручает дощечку для письма. Полигимнии, музе мимического искусства, дарит маску — символ небесного молчания и жеста. Музе пения и танца Терпсихоре он дарит лиру. Радостно и почтительно принимают музы дары Аполлона и пробуют воспользоваться ими.

Не сразу музы овладевают искусством пения и танца, но Аполлон терпеливо и сдержанно объясняет им тайны этого мастерства. После неудачных попыток им наконец удается достичь вершин искусства. В финале балета Зевс, отец Аполлона, призывает его на небо. Вместе с музами Аполлон торжественно взбирается на Парнас и окончательно поселяется там. В окружении муз он танцует прекрасный заключительный танец, прославляющий красоту и великую силу искусства.

К изображению Парнаса, места обитания Аполлона и муз, не раз обращались художники. В картине итальянского художника Андреа Мантеньи «Парнас» воплощена аллегория красоты и грации. Вглядываясь в эту многофигурную композицию, не сразу понимаешь ее аллегорический смысл. Прежде всего обращают на себя внимание танцующие и поющие музы, изображенные на фоне чудесного романтического пейзажа. Каждая из них двигается в собственном ритме и смотрит в определенном направлении. Художнику мастерски удалось передать мягкую пластику форм, свободу и грациозность их движений, гибкость и певучесть линий.

А. Мантенья. Парнас. 1497 г. Лувр, Париж

Согласно преданию, пение девяти муз-сестер способно было вызвать извержения вулканов, землетрясение и другие природные катаклизмы. Может быть, именно поэтому здесь изображен сказочный крылатый конь Пегас? Лишь он один способен прекратить ударом копыта о землю любые стихийные бедствия.

На вершине Парнаса — любящие друг друга Венера и Марс. А слева, из глубины своей кузницы, обрушивает громы и молнии обманутый муж Вулкан. Постоянные насмешки Амура повергли его в ярость. Чуть ниже с лирой в руках — Аполлон. Он занимает здесь свое привычное место в окружении муз.

Фреска Рафаэля «Парнас» до сих пор привлекает внимание зрителей. Здесь все дышит искусством и вдохновением. На Парнасе собрались великие поэты древности и современники Рафаэля. На вершине горы, под лавровыми деревьями, в окружении муз сидит Аполлон. Его прекрасное лицо с поднятыми вверх глазами полно восторга, вызванного нежно звучащей музыкой. Лира, любимый музыкальный инструмент Аполлона, заменена здесь виолой, особенно популярной в эпоху Возрождения, когда жил Рафаэль.

Рафаэль. Парнас. Фреска. 1510 г. Музеи Ватикана, Рим

По обе стороны от Аполлона его спутницы — музы, которых легко можно узнать по изображенным атрибутам. Здесь же, на фоне облачного неба, под сенью деревьев, расположились и остальные персонажи. Вверху слева четким силуэтом выделяется характерный профиль итальянского поэта Данте, автора знаменитой «Божественной комедии». Рядом с ним — незрячий поэт Гомер и Вергилий, создатель «Энеиды». С другой стороны, напротив группы муз, изображены великие итальянские поэты — Петрарка, Боккаччо и Гораций. Чуть ниже — три великих греческих трагика: Эсхил, Софокл и Еврипид.

Чтобы достигнуть впечатления торжественности и упорядочить композицию с таким большим количеством фигур, художник прибегает к строгой симметрии. Большую эмоциональную выразительность росписи придает пейзаж. Это не просто изящная и красивая декорация, служащая фоном для изображения, а нечто большее, слитое с образами, неотделимыми от голубого неба, скалистой вершины горы, украшенной лаврами с тонкими стройными стволами и трепещущей зеленой листвой. Общий ритм композиции словно вторит тихо звучащей мелодии, льющейся из-под смычка Аполлона.

Для Рафаэля все изображенное не столько античный миф, сколько выражение собственных воззрений на современное искусство, идеал художественного творчества и поэтического вдохновения.

Вопросы и задания

  1. Что означает имя бога Аполлона Мусагет? Расскажите об истории создания и постановке балетного спектакля «Аполлон Мусагет» на музыку И. Ф. Стравинского.
  2. Какие атрибуты и почему обычно сопровождали его изображения в произведениях искусства?
  3. Какие музы окружали Аполлона? Какой аллегорический смысл несут в себе картина А. Мантеньи и фреска Рафаэля?
  4. Опишите картину А. А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Как в этом произведении передана идея творческого вдохновения?

С. Пименов. Колесница Аполлона на здании Александринского театра в Санкт-Петербурге. XIX в.

Творческая мастерская

  1. Рассмотрите скульптурные изображения бога Аполлона над зданиями Большого театра в Москве или Апександ-ринского театра в Санкт-Петербурге. Как вы думаете, почему фасады этих, да и многих других оперных театров мира украшают именно изображения Аполлона? Какие характерные черты его облика запечатлены в данных скульптурных группах?
  2. Как вы думаете, почему Рафаэль в своей фреске «Парнас» использовал детали и образы современной жизни? Познакомьтесь с одноименной картиной французского художника Н. Пуссена. Как в этих произведениях художников передана атмосфера творческого вдохновения? Какую роль в этом играют пейзаж, композиция и цветовое решение? Попробуйте сравнить между собой известные вам произведения на этот сюжет.

Н. Пуссен. Парнас. 1625—1631 гг. Прадо, Мадрид

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru