История (от греч. historia — «рассказ о
прошедшем») — наука, изучающая
прошлое человечества во всей его конкретности
и многообразии, а также процесс развития
природы и общества.
Интерес к своим истокам, происхождению
зарождается в глубокой древности у многих
народов, создававших устные предания о
предках, где наряду с легендами,
фантастическими сюжетами есть и реальные факты.
С изобретением письменности появились
документы — глиняные таблички с
клинописью, иероглифические письмена на
папирусе, надписи на камне, рукописи на
пергаменте (см. Источники исторические).
Наряду с ними античные историки (Геродот,
Фукидид, Корнелий Тацит и др.) широко
использовали древние легенды и информацию
современников при написании своих трудов.
Такой же метод работы характерен для
древнерусских летописцев и западноевропейских
хронистов средневековья.
С течением времени количество
исторических источников увеличивалось, их состав
становился все более разнообразным, что, с
одной стороны, облегчало, а с другой —
осложняло работу историка, на которую к тому
же оказывали влияние внешние, не имеющие
отношения к науке факторы политического,
идеологического характера; ему было трудно
порой сохранять объективность и беспристрастность, «добру и злу внимая равнодушно».
Настоящий исследователь может искренне в
чем-то заблуждаться, но не имеет права лгать.
«Наше дело сказать правду, не заботясь о том,
что скажет какой-нибудь гвардейский штабротмистр» — так понимал долг ученого
В. О. Ключевский. С ним перекликается
высказывание академика Д. С. Лихачева:
«Истина историка и литературоведа всегда
патриотична; ложь и подтасовка патриотичными
быть не могут».
[an error occurred while processing this directive]
Итак, искренняя и глубокая любовь к
отечественной истории не означает искажения
сложных, трагических и неоднозначных ее
страниц или замалчивания фактов в угоду
политической конъюнктуре. Подлинная
история не нуждается в лакировке, она не должна
превращаться в служанку политики,
идеологии самых разных мастей. Чтобы сохранить
свое высокое предназначение быть
учительницей, путеводной звездой в жизни, ей надо
стоять в стороне от сиюминутных страстей.
Без объективного знания прошлого
невозможно понять настоящее и в какой-то мере
предвидеть будущее, так как многие наши
сегодняшние проблемы уходят корнями в
более отдаленные времена.
Один из важнейших принципов, нарушение
которого ведет к искажению представлений о
прошлом, — историзм. Историк при изучении
как определенного периода в целом, так и
частных вопросов должен тщательно
проанализировать всю совокупность имеющихся
источников, окунуться в мир прошлого, не допуская его
модернизации (т. е. осовременивания
исторических процессов и явлений) и архаизации.
Научная реконструкция не означает
безграничную свободу творческого полета фантазии
ученого. В отличие от писателя, пишущего на
исторические темы, исследователь не имеет
права переступать грань между
действительным и тем, что складывается в его
воображении, последнее может быть подано только в
виде гипотезы. При создании научной
концепции все догадки и предположения должны
быть исторически обусловленными и
выверенными. Это во многом зависит от мастерства
исследователя, от уровня анализа им источников.
Известный французский историк Марк Блок
сравнивал своих коллег со следопытами, а
исторические источники — со следами
прошлого. Творческая работа ученого отчасти сродни
профессии следователя, по крупицам
восстанавливающего картину происшедшего.
Представления о предмете исторической
науки, ее задачах, источниках изменялись на
протяжении столетий с тех пор, как появилась
письменность и у человечества возникла
потребность в фиксировании событий и
жизненных явлений. По мере обогащения знаний и
накопления опыта, развития общественных
потребностей, совершенствования методики
обнаружения исторической информации они
постоянно расширялись, становясь все более
полными; конкретными, точными.
Вначале в центре внимания хронистов
находились, как правило, прославленные
древние герои, легендарные родоначальники,
вожди, правители государств, а также
история царских династий, войн и других
конфликтов, экстраординарные случаи
(землетрясения, наводнения, засухи, лунные и
солнечные затмения и т. д.). И древнерусские
летописцы освещали преимущественно
деятельность князей, их походы и мирные
соглашения, династические браки, основание ими
городов и возведение храмов. Поэтому
информация о хозяйственных занятиях
населения, его обычаях, традициях, повседневной
жизни попадала на страницы летописей
случайно, лишь в связи с упоминаниями о каких-
либо политических событиях. И
современным исследователям на основе таких
скудных и отрывочных известий непросто
составить полное представление, например,
о купечестве, крестьянстве и духовенстве.
Уклон в сторону преимущественно
политическую, событийную характерен и для
многотомной «Истории Российской с самых
древнейших времен» Б. Н. Татищева.
Но постепенно ситуация менялась: история,
формируясь как наука, одновременно
становилась полнокровной, всесторонне
отражающей прошлое. Ученые со временем осознали
ее неразрывную связь с другими отраслями
знаний. К таким наукам с полным правом
относятся археология, этнография (этнология,
народоведение), изучающие бытовые и
культурные особенности народов мира, их
происхождение и расселение. Для воссоздания
картины прошлого становились важными не
только архивные документы, но и предметы
обихода, обычаи, разговорная речь, и даже
природная среда, с течением времени
испытывающая последствия хозяйственной
деятельности человека. Искусство историка и
заключается в умении извлечь необходимую и
точную информацию из всех видов исторических источников. Анализируя события
прошлого, документы и факты, историк
пользуется определенными методами. Один из них —
сравнительно-исторический, позволяющий
выявить общее и особенное в исторических
явлениях, установить их типичность,
закономерность, тенденцию развития.
Большое
значение, особенно при изучении этнических
процессов (происхождения и расселения
народов), имеет ретроспективный метод, когда
исследователь в своем творческом поиске идет
от более известных и поздних материалов к
более ранним, недостаточно представленным
в письменных источниках, но
реконструируемым с помощью археологических, лингвисти-
ческих данных. Статистико-математический
и структурно-системный методы позволяют
рассматривать общество как целостную,
сложную систему взаимосвязей,
устанавливать взаимозависимость
социально-экономических, культурных явлений. Кроме того, все
перечисленные методы необходимы историку
для определения максимально точной
датировки событий, их периодичности и
последовательности. Так методика науки обогащает
наши знания многовековой истории народов
России.
В последние годы все больше
завоевывают популярность новые отрасли
исторической науки: историческая антропология,
рассматривающая мир человека прошлых
времен; устная история, базирующаяся на
записи устных воспоминаний очевидцев
различных событий. В спорах о приоритете форма-
ционного или цивилизационного принципа
периодизации истории постепенно
укореняется плодотворная идея сочетания формацион-
ного и цивилизационного подходов.
У профессиональных историков, писателей
и публицистов, пишущих на исторические
темы, — высочайшая ответственность перед
обществом. Ведь их книги, статьи, лекции,
выступления по радио и телевидению
формируют историческую память и сознание народа.
Труд историка нелегок и кропотлив, в
работе над архивными документами и
публикациями он требует разносторонней подготовки,
знания древних и современных иностранных
языков, ряда смежных научных дисциплин.
Зато ни с чем нельзя сравнить радость
исследователя прошлого, открывшего для науки
новый манускрипт, чувство удовлетворения от
завершившегося многолетнего поиска и от
того интереса, который проявляют к истории
люди самых разных профессий и поколений,
желающих знать историю своего Отечества.