>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

       

Учебник для 8 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

§ 1—2. Индустриальные революции: достижения и проблемы

  • Какие черты являются определяющими для индустриального общества, а какие - для традиционного общества?
  • В чём заключается техническая сторона промышленного переворота?
  • Почему именно в Англии раньше, чем в других странах, стало складываться индустриальное общество?

Завершение промышленного переворота.

В первой половине XIX в. промышленный переворот вступил в стадию своего завершения. Завершение промышленного переворота характеризуется тем, что машины создаются при помощи станков.

Наиболее развитой страной в области промышленного производства в Европе в первой половине XIX в. оставалась Англия, где широко использовались паровые машины, возникали новые индустриальные центры, особенно на северо-западе страны. На примере Англии можно рассмотреть процесс завершения промышленного переворота.

К середине XIX в. в Лондоне и ряде других городов появились заводы современного типа — огромные застеклённые помещения, оборудованные станками. Это была революция в производстве — станки заменили кустарей. Увеличилась скорость обработки металла, с помощью станков изготовляли различные механизмы. Возникла новая отрасль промышленности — машиностроение.

Первым современным станком из металла считается токарный станок Генри Модсли (1771 —1831), изобретённый им около 1800 г. Станок заменил ручной труд в трёх операциях, требовавших обработки металла с большой точностью. Английские инженеры Модели, Нэсмит и Уитворт создали разнообразные станки, позволяющие производить машины при помощи машин.

Заводы стали частью английского городского пейзажа. В таких городах, как Бирмингем, Манчестер, не было видно неба из-за рядов дымящихся труб. «Если бы перед нашими глазами могла волшебным образом предстать Англия 1685 г., мы бы не узнали ни одного из сотни пейзажей, ни одного из десятка тысяч сооружений. Помещик не узнал бы собственного имения», — писал в 1848 г. английский историк и политический деятель Т. Маколей.

Рис. Чугунолитейный завод в Англии в 30-х гг. XIX в.

Успешно развивались судостроение, добыча каменного угля, текстильное производство.

На текстильных предприятиях механизировали нанесение рисунка на ткань, и двое рабочих делали то, над чем прежде трудились 50 человек. Но одним из самых крупных новшеств стал автоматический станок французского изобретателя Жозефа Мари Жаккара (1752—1834).

30—40-е гг. XIX в. в Англии — это время быстрого железнодорожного строительства. К середине века железнодорожная сеть в основных чертах была создана и обслуживала быстро развивавшийся внутренний рынок и внешнюю торговлю. Как вы знаете, английский флот давно уже господствовал на морях, и теперь за рубеж отправлялись изделия текстильной и тяжёлой промышленности, особенно станки.

Рис. Применение паровой молотилки в помещичьем хозяйстве Германии

Развивалась химическая промышленность, которая производила красители, удобрения, медикаменты.

Промышленный переворот затронул и сельскохозяйственное производство. На смену деревянным пришли орудия труда из железа и стали.

К 1825 г. в Англии завершилась аграрная революция. В стране стали преобладать фермерские хозяйства, где применялись прогрессивные способы земледелия и новая техника: на полях появились сеялки, молотилки, усовершенствованные плуги. Фермеры нового поколения отказывались от старых, патриархальных отношений с работниками.

Прежде работник нанимался, как правило, на ежегодной ярмарке сроком на один год. Если фермер и батрак были довольны друг другом, то срок мог быть продлён. При этом работник питался за одним столом с хозяином и его семьёй. Теперь фермер нанимал батрака только по мере надобности — на месяц, неделю. Снижалась и их заработная плата.

Развитие машиностроения требовало всё больше металла, что и вызвало ряд новых изобретений в металлургии. Станки из железа были недостаточно прочны и быстро ржавели. Люди знали, что сталь отличается большей гибкостью и меньше подвергается ржавчине. Почему же до середины XIX в. сталь редко применялась в промышленности? Ответ прост: её производство было слишком дорого. Новые изобретения удешевили этот процесс. Тогда и наступило время, названное эпохой стали.

Как вы знаете, железную руду в доменных печах давно уже выплавляли не на древесном, а на каменном угле. Для ускорения плавки в печь нагнетали горячий воздух. Английский инженер Генри Бессемер (1813—1898) в 1856 г. изобрёл для выплавки стали вращающуюся печь — конвертер. В конвертере воздух продувался через горячий чугун и лишний кислород выгорал. Чугун превращался в сталь.

Рис. Конвертер Бессемера

Почти одновременно Эмиль и Пьер Мартены (Франция) сконструировали специальную печь, позволявшую выплавлять сталь более высокого качества. Печь была названа их именем — мартеновская. Затем был создан прокатный стан, позволявший производить листовую сталь, и она начала своё победное шествие. В 60-е гг. XIX в. на воду спустили первый стальной корабль. Но путь к этому событию был долгим и непростым.

Переворот в средствах транспорта.

Веком железных дорог назвали XIX в. Подумаем, чем это вызвано.

Первую железную дорогу построил в 1825 г. в Англии Джордж Стефенсон (1781 —1848), талантливый самоучка, сын рудничного кочегара. Дорога соединила города Стоктон и Дарлингтон. В 1829 г. построили железную дорогу между Ливерпулем и Манчестером. Это явилось началом. Первыми использовать новый вид транспорта стали на угольных шахтах.

Однако настоящий железнодорожный бум произошёл в последней трети XIX в. Промышленный переворот и начавшаяся индустриализация сделали необходимой революцию в средствах транспорта. Из далёких колоний привозили хлопок в английские порты, и его надо было перевезти к текстильным фабрикам. К ним же необходимо было доставить и каменный уголь. А как вывезти готовую продукцию? Росли города, и их население нуждалось в продуктах питания. Расширялся мировой рынок, теснее становились экономические связи между странами и континентами, и всё это требовало развития железнодорожного строительства.

Рис. Поезд Манчестер - Ливерпуль

В 80-е гг. между Лондоном и Константинополем стал курсировать знаменитый Восточный экспресс. В Германии железные дороги помогали налаживать экономические связи между отдельными немецкими землями, а позже связали между собой Рур и Лотарингию, соединив тем самым каменный уголь с железной рудой.

В США без железных дорог невозможно было освоить западные земли, создать мощную индустриальную державу. Активное строительство железных дорог происходило и в других странах. И если в 1840 г. железнодорожная сеть всех стран мира составляла около 9000 км, то к 1870 г. стальные рельсы протянулись более чем на 1 000 000 км.

Рис. Паровоз. 1844 г.

А знаете ли вы, как реагировали на появление первых железных дорог современники?

Несмотря на все преимущества, которые давало железнодорожное сообщение, оно далеко не сразу встретило признание. В газетах публиковали протесты граждан, опасавшихся, что в «Англии... птицы будут убиты дымом, у коров молоко испортится и скиснет... лошади вымрут, посевы фермеров будут выжжены искрами, падающими из локомотивов; воздух будет отравлен запахом, исходящим от машины; скот, пасущийся на полях, умрёт от страха при отвратительных звуках и свистках».

Одновременно со строительством железных дорог шло усовершенствование локомотивов. Резко увеличилась мощность, сила тяги, быстроходность паровозов. Ведь первый паровоз Стефенсона шёл так медленно, что его могла обогнать лошадь, и перед ним ехал верховой сигнальщик. Стефенсону удалось создать серию всё более совершенных паровозов, способных передвигать составы весом до 90 т. Новая техника стала внедряться в дело, когда удалось обогнать лошадь — традиционного перевозчика угля. До середины XX в. паровозы создавались на основе стефенсоновской «Ракеты». Улучшалась конструкция пассажирских и товарных вагонов.

Рис. Железная дорога Париж - Сен-Жермен. 1837 г.

В годы второй промышленной революции (в 1879 г.) Эрнст Вернер Сименс (1816—1892) построил в Германии узкоколейку длиной 300 м. На этой дороге использовалась электрическая тяга, и уже в 90-е гг. пригородные и междугородные электрички появились в США и ряде европейских стран.

Несмотря на растущее строительство пароходов, до последней трети XIX в. преобладал парусный флот.

В 1803 г. в Париже на реке Сене проходил испытание первый несовершенный пароход, построенный изобретателем Р. Фултоном. Однако настоящая история парового судостроения началась с его второго парохода, названного «Клермон» и имевшего длину 40,5 м и ширину около 5,5 м. Пароход проходил испытание в США на реке Гудзон.

17 августа 1807 г. огромная толпа людей стояла на берегу и смеялась над затеей Фултона. Когда же машина была пущена и судно со страшным шумом двинулось вперёд, насмешки сменились громкими криками одобрения. Но всё же «Клермон» вызывал не только удивление, но и страх. Из трубы парохода вырывался столб пламени и искр. То обстоятельство, что пароход мог двигаться против течения без ветра, вызвало у суеверных матросов ужас. Очевидцы рассказывали, что весь экипаж упал на колени, умоляя Бога спасти их от этого чудовища, которое двигалось по воде и освещало себе путь изрыгаемым пламенем.

Морское плавание больше не зависело от ветра. «Саванна» — первый пароход, пересекший в 1819 г. Атлантический океан (от Ливерпуля до Нью-Йорка) за 26 дней (Христофор Колумб преодолел этот путь за 70 дней).

Рис. Паровой дилижанс. 1835 г.

Новые источники энергии.

В годы второй промышленной революции бурно развивающейся промышленности недоставало источников энергии. И тогда на помощь техническому прогрессу пришли нефть и электричество. Вы знаете, что нефть уже давно была известна людям, но только после открытия крупных нефтяных месторождений в США, России и других странах она превратилась в один из самых ценных и основных источников энергии. За десятилетие, с 1890 по 1900 г., потребление нефти в мире увеличилось с 1 до 10 млн т.

Особенно возрос интерес к этому виду топлива после изобретения двигателя внутреннего сгорания. Ведь нефть давала вдвое больше энергии, чем уголь. На судах, использовавших в качестве топлива нефть, много места освобождалось для грузов. Уже в 1890-е гг. многие торговые суда ходили на нефти. Из нефти стали получать бензин и керосин, необходимые для автомобилей и самолётов.

Экипаж без лошадей.

Ещё зимой 1803 г. американский инженер Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии первый автомобиль с паровым двигателем. В это же время английский конструктор Ричард Тревитик (1771 — 1833) послал своего «огненного дракона» ездить по улицам Лондона.

В 1830 г. в Лондоне насчитывалось уже 30 автомобилей, а во всей Англии их число доходило до 100. На первых порах англичане относились к этому изобретению не очень одобрительно.

Первые автомобили на улицах часто окружала возбуждённая толпа, поднимался свист и шум. Перед автомобилем на дорогу бросали брёвна и куски железа, причём велика была радость окружающих, когда шофёр ломал автомобиль при попытке переехать через препятствие и лошади увозили ненавистную технику в ближайшую мастерскую. Когда произошли первые дорожные аварии и несчастные случаи, власти издали закон, который предписывал, чтобы в 100 м впереди экипажа без лошадей шёл человек с красным флагом — знаком опасности. Скорость движения ограничили 4 км в час.

Рис. Первый автомобиль

В последней трети века, в годы второй промышленной революции, начался триумф бензиновых автомобилей. Первым опытом создания такого автомобиля считают построенную в 1885 г. Карлом Венцем (1844—1929), немецким изобретателем, трёхколёсную повозку с горизонтальным бензиновым двигателем, развивавшую скорость 15 км в час.

А в 1895 г. его соотечественник Готлиб Даймлер (1834— 1900) создал автомобиль, явившийся прообразом современных автомобилей. С этого началась новая эра в автомобилестроении.

Уже в 1898 г. на первой автомобильной выставке в Париже были представлены почти 300 европейских и американских моделей. В начале XX в. автомобили становятся распространённым видом транспорта благодаря использованию в их производстве конвейерной системы, и этот век назовут веком автомобиля.

Дороги, мосты, тоннели.

В XIX в. возникла острая необходимость совершенствования дорог. Шоссе во Франции появились только после 1830 г., в Германии — значительно позднее. Несколько лучше дело обстояло в Англии, где была самая быстрая езда— 15 км в час. И здесь большую пользу принесли паровые дорожные катки, ускорившие строительство шоссейных дорог.

Паровая землечерпалка сделала судоходными реки, помогла построить каналы и гавани, спасла гавани от занесения песком.

В XIX в. развитие морского транспорта и торговли дало толчок строительству каналов, крупнейшим из которых стал Суэцкий. Мысль о соединении двух морей, разделённых только 15 милями материка, возникла ещё в древности. В 1859 г. строительством этого канала руководил французский предприниматель Фердинанд Лессепс (1805— 1894). Работа продолжалась 10 лет.

В 1850 г. по дну пролива Ла-Манш между Кале и Дувром проложили подводный телеграфный кабель, затем такие кабели проложили между Англией и Ирландией, Англией и Бельгией.

Создаются новые конструкции мостов. В 1818—1826 гг. в Англии инженером Томасом Телфордом (1757—1834) был построен первый железнодорожный висячий мост. Цепные мосты постепенно входили в жизнь. Известным мостостроителем Иоганном Реблингом (1806—1869) было возведено в США пять мостов, в том числе знаменитый Бруклинский мост, висящий на высоте 41 м над уровнем воды.

В конце XIX — начале XX в. было построено много железнодорожных туннелей, и среди них Симплонский (Швейцария) протяжённостью 20 км.

Первые полёты человека.

Кто не знает миф о Дедале и Икаре? Человек всегда стремился в небо.

Братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье были фабрикантами из Франции и занимались производством бумаги. В 1782 г. они случайно заметили, что бумажный мешок, наполненный тёплым воздухом, поднимается вверх. Тогда они сконструировали большой шар и наполнили его тёплым воздухом (аэростат). Шар братья назвали своим именем — монгольфьером. Первое испытание произошло 4 июня 1783 г. Шар поднялся на 2 тыс. м и пролетел 4 км. В сентябре опыт повторили в Версале. (А чтобы узнать, можно ли дышать на высоте, в корзину для пассажиров посадили петуха, утку и барана.) Но монгольфьеры оказались ненадёжным средством для полётов людей, часто случались аварии, и физик Жак Шарль (1746—1823) создал модель аэростата, наполняемого водородом.

Полёты тел тяжелее воздуха.

Немецкий инженер Отто Лилиенталь создал науку о планеризме. Он сам строил планеры и совершил на них более 2 тыс. полётов. В 1896 г. смелый испытатель разбился.

Начала разрабатываться теория о полётах тел, которые тяжелее воздуха. Со временем появились управляемые аэростаты — дирижабли. В 1900 г. в Германии граф Фер динанд фон Цеппелин (1838—1917) поднял в воздух свой первый управляемый жёсткий дирижабль длиной 128 м («Цеппелин»). В годы Первой мировой войны Германия использовала цеппелины как транспортное средство. Начало XX столетия стало веком развития авиации.

«Превратить ночь в день».

К концу XIX в. в жизни людей появилось ещё одно новшество — электрическое освещение. В 1875 г. русский учёный Павел Николаевич Яблочков (1847—1894) изобрёл электродуговую лампу (электрическую свечу). Эти лампы стали использовать в общественных местах — в магазинах, театрах. Но дуговые электрические лампы были опасны для населения, а кроме того, их свет не регулировался. Поэтому в домах по-прежнему применялись газовые светильники.

Великий американский изобретатель Томас Эдисон (1847—1931) занялся «производством электрического света», который мог несильно гореть в закрытой лампе.

Впервые 115 ламп накаливания применили для освещения парохода «Колумбия» в 1880 г. (США), и они выдержали испытание. В следующем году лампочки Эдисона загорелись в одном из районов Лондона. Затем изобретатель создал систему заводов, которые должны были «превратить ночь в день». В 1882 г., когда Эдисону было только тридцать пять лет, он стал «королём электричества». Но заслуга Эдисона состоит ещё и в том, что он стал организатором научно-экспериментальной работы.

Революция в средствах связи.

Технический прогресс создал и новые средства связи. Кто не знает об азбуке Морзе? Сэмюэл Морзе (1791—1872), профессиональный художник, увлёкся достижениями промышленной революции. Он оставил живопись, и плодом его творчества стало изобретение телеграфа. Изобретение талантливого американца дало возможность построить первую в мире телеграфную линию. В 1844 г. между Вашингтоном и Балтимором была установлена телеграфная связь. Первое послание Морзе состояло из слов: «Чудны дела твои, Господи!» Расстояние перестало быть помехой, и вскоре все континенты оказались связаны телеграфными линиями. Их общая протяжённость к началу XX в. составила около 8 млн км.

Рис. Разговор А. Белла по телефону

Вскоре в жизнь общества вошли радио и беспроволочный телеграф. Российский учёный Александр Степанович Попов (1859—1906) и итальянский учёный Гульермо Маркони (1874—1937) одновременно изобрели радио. Впервые радиосвязь была установлена в 1896 г. в Петербурге на расстояние 250 м. Но Маркони успел раньше запатентовать своё изобретение в Англии и там же создал фирму «Компания беспроволочного телеграфа и сигналов». А в 1876г. два американских изобретателя — Илайши Грей (1835— 1901) и Александр Белл (1847—1922) — одновременно подали заявку на практически применимые телефонные аппараты. Грей подал заявку на два часа позже, и патент получил Белл. Так в дома и конторы пришёл телефон.

Телеграф и телефон способствовали расцвету издательской деятельности. Стали быстро распространяться новости со всех концов света. Газеты, конкурируя друг с другом, стремились опередить соперников и быстрее донести последние известия до своих читателей.

Развитие транспорта и связи привело к объединению всех пяти частей света в единую мировую экономическую систему. Рельсовые пути пересекли материки от океана до океана; по океанам стали совершать регулярные рейсы пароходы; телеграфные провода и в воздухе, и под водой опутали весь земной шар своей сетью. Если до наступления эры телеграфа письмо из Лондона в Калькутту и ответ на него шли не менее года, то теперь можно было обменяться посланиями в течение одного дня. Это помогало промышленникам, банкирам, торговцам взаимодейство вать друг с другом, находясь в разных уголках планеты: можно было заказывать товары и брать кредиты там, где они были дешевле в данное время. Судовладельцы и торговые компании отныне получали сведения о ценах на товары и на услуги по их перевозке на всех континентах, а корабли благодаря беспроволочному телеграфу могли прямо в открытом море получать заказы на новую транспортировку грузов и людей.

XIX век — век великих технических изобретений и научных открытий, направленных на практические цели, без которых не смогла бы произойти промышленная революция, не была бы возможна модернизация. Теперь понятнее стали для нас слова поэта: «Век шествует путём своим железным...»

Эпоха капитализма.

Вы уже знаете, что капитализм основан на частной собственности и рыночном хозяйстве. Для его успешного развития требовалось наличие свободных капиталов, свободной рабочей силы, обилие природных ресурсов; нужны были инициативные, предприимчивые люди, способные смело идти на риск и бороться за своё место в жизни. В условиях свободного рынка действовала ничем не ограниченная конкуренция — борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль. Конкуренция и стала основным стимулом к развитию экономики.

Поскольку все предприниматели стремились к получению наибольшей прибыли и с этой целью увеличивали производство товаров, происходило нарушение пропорционального развития экономики и, как следствие, возникали экономические кризисы. Экономический кризис — процесс спада экономического роста и насильственного восстановления нарушенных в ходе развития экономики пропорций. Например, когда каких-то товаров на рынке скапливалось значительно больше, чем могло быть продано, тогда предприятия данной отрасли (или ряда отраслей) сокращали или прекращали их производство. Происходил спад экономического роста. Но как только спрос на товары начинал расти, производство оживлялось и набирало темпы.

Чтобы выжить, предприниматели должны были перераспределять капиталы в отрасли, где покупательский спрос сохранялся, заниматься внедрением новой технологии. Экономические кризисы являлись, таким образом, основным регулятором стихийного рынка, своеобразным «фильтром», через который «просеивались» только прибыльные и технологически развитые предприятия.

Кризисы заставляли внедрять новую технику. Сильные предприятия выживали, слабые умирали.

Первый экономический кризис перепроизводства разразился в 1825 г. в Англии, а в 1858 г. произошёл мировой экономический кризис, охвативший все отрасли хозяйства. Кризисы стали постоянным явлением, одним из циклов экономического развития.

В последней трети XIX в. возникают мощные финансовые и промышленные корпорации (акционерные общества, объединяющие различные отрасли промышленного производства под единым финансовым контролем). Акционерные общества основаны на организованном предпринимательстве с коллективной, а не индивидуальной собственностью. Почему это происходит?

Необходимость модернизации производства в условиях промышленной революции (применения высокоразвитой технологии, сложной и дорогой техники, новых источников энергии и т. д.) требовала больших капиталовложений и была возможна только в рамках крупных предприятий. Обострение конкурентной борьбы и стремление выжить на рынке заставляло предпринимателей объединять свои промышленные предприятия и денежные средства. Происходил процесс концентрации производства и, как результат, создания более эффективных предприятий.

Поскольку в это время в обществе господствовали идеи о недопустимости вмешательства государства в частную собственность, проблему регулирования производства товаров и их сбыта решали крупные предприниматели. Чтобы избежать острой конкурентной борьбы, промышленники стали договариваться между собой о ценах, количестве выпускаемой продукции и даже рынках сбыта. Так возникали различные формы слияния предприятий: картели, определявшие цены и делившие рынки сбыта; синдикаты — объединения, занимавшиеся совместным сбытом продукции; тресты, в которых происходило полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции; концерны — объединения трестов или предприятий, зависящих от определённой монополистической группы.

Тресты и синдикаты развиваются в 80—90-е гг. XIX в. Широко известен созданный в 1893 г. в Германии Рейнско-Вестфальский синдикат, контролировавший более половины добычи каменного угля в стране. Активно создавались тресты в США. Нефтяной трест Рокфеллера производил 90% продукции нефти в стране, а стальной трест Моргана выплавлял 66% стали.

В случае если промышленная или финансовая корпорация сосредоточивала в своих руках господство в какой-либо отрасли хозяйства, она становилась монополией и имела возможность устанавливать монопольно высокие цены на свою продукцию.

Не следует, однако, думать, что все предприятия были монополистами. В обществе продолжали существовать десятки тысяч самостоятельных средних и мелких предприятий (немонополистическая сфера хозяйства). Но монополистический сектор хозяйства стал господствующим.

С одной стороны, монополии давали возможность внедрять новую технику и повышать производительность труда, снижать (на какое-то время) накал конкурентной борьбы; с другой — в руках небольшой группы людей сосредоточивалась такая власть, о которой вряд ли могли мечтать коронованные монархи. Не случайно американских монополистов называли «некоронованные короли Америки»: эти люди могли влиять на политику государств. В Германии говорили: «Что хорошо для Круппа, то хорошо для Германии».

С периодом монополистического капитализма совпадает и основная масса колониальных захватов — борьба не только за рынки сбыта и источники сырья, но и за влияние в мировой политике, за создание империй.

XIX век — время становления и развития в Европе и США индустриального общества.

ХТХ век — век великих технических изобретений и научных открытий, направленных на практические цели, без которых не смогла бы победить промышленная революция.

Проверьте себя

  1. Выпишите в два столбца: а) термины, характеризующие изменения в процессе производства; б) термины, характеризующие изменения в организации производства.
  2. Какие условия сделали возможной победу промышленной революции?
  3. Выберите одну из иллюстраций к параграфу и объясните, какие новшества представлены на рисунке. Как повлияло применение каждого новшества на общественные отношения, на повседневную жизнь людей?
  4. Назовите новые черты, которые появились в развитии капиталистического производства в Европе в середине XIX в.
  5. Перечислите новые явления в экономической жизни общества, которые появились в последней трети XIX в. 6. Какие явления в жизни общества позволяют охарактеризовать это общество как индустриальное?

Подумайте

  1. Составьте устный рассказ о каком-либо изобретении XIX в., положительно повлиявшем на победу промышленной революции. Используйте произведения научно-популярной и художественной литературы, интернет-ресурсы и другие источники информации.
  2. Расскажите об основных формах слияния предприятий (формы расположите с учётом их влияния на экономическую жизнь государства).
  3. Выскажите своё мнение, нужен ли общей ву быстрый (ехнический прогресс, в результате которого создаются средства массового уничтожения и возникают экологические проблемы. Какие изменения происходят в отношениях между человеком и природой в ходе индустриальной революции XIX в.?
  4. Используя дополнительные материалы, интернет-ресурсы, подготовьте сообщение о прогрессе в области военной техники.

Дополнительные материалы

Военная техника

Благодаря техническому прогрессу произошли существенные изменения в военной технике. Широко стало применяться огнестрельное оружие, заряжающееся со стороны затвора. В развитии ручного огнестрельного оружия значительная заслуга принадлежит американцу Сэмюэлю Кольту, создавшему в 1835 г. свою конструкцию револьвера, названного его именем. В следующем году он получил патент на изобретение, а затем создал компанию по производству револьверов. Характерной чертой этого времени стала автоматизация огнестрельного оружия, и предприятие Кольта использовало полуавтоматическое машинное оборудование. Шестизарядный револьвер системы Кольта приобрёл популярность, это оружие поставлялось даже в Россию.

В 1883 г. К. Мэксим изобрёл станковый пулемёт («максим»). Впервые пулемёты были применены во время Англо-бурской войны. Затем стали появляться всё новые и новые конструкции этого оружия.

В 20—40-е гг. XIX в. делались попытки создания нарезных винтовок. Такие ружья впервые были использованы в прусской армии в конце 60-х гг., что в значительной степени способствовало победе Пруссии в войне с австрийцами в 1866 г. Тогда же нарезное ружьё Шасспо было введено во французской армии.

Во второй половине XIX в. на смену гладкоствольным ружьям и пушкам в массовом количестве приходят нарезное оружие, многозарядные винтовки и бездымный порох.

Технический прогресс коснулся и артиллерии. В 1803 г. английский генерал X. Шрапнел создал новый вид разрывного снаряда, получившего по его имени название «шрапнель». В середине XIX в. были достигнуты успехи в создании нарезных стволов артиллерийских орудий, что увеличивало дальность полёта снарядов и обеспечивало большую точность в достижении цели. Переворотом, происшедшим в артиллерии, стала замена бронзовых и чугунных пушек стальными.

Самые дальнобойные артиллерийские орудия производились германской фирмой Круппа. В 1846 г. его фирмой было создано первое нарезное орудие. Сверхмощные орудия использовались во время блокады Парижа в годы Франко-прусской войны, из них немецкая артиллерия обстреливала город. В этой войне крупповские пушки буквально разгромили французскую армию, убедительно доказав преимущество стальных орудий над бронзовыми.

Создавались и новые взрывчатые вещества. На смену чёрному дымному пороху в последней трети XIX в. приходит динамит. В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил производство нитроглицерина, но это вещество было очень опасно для человека и при производстве, и при транспортировке. В 1866 г. Нобель, работая над усовершенствованием этого вещества, получил динамит, ставший незаменимым при работах в шахтах. Дальнейшая работа привела исследователя к созданию бездымного пороха (баллистита). Изобретение было запатентовано в 1888 г. и сразу же привлекло военных. Продукция заводов Нобеля завоевала международный рынок. Почти всё своё огромное состояние учёный завещал фонду, учредившему три премии (по физике, химии и медицине). Нобелевские премии существуют и сегодня. Позднее фонд учредил ещё две премии: по литературе и за деятельность по укреплению мира.

Нобель очень хотел, чтобы его изобретения применялись только в мирных целях.

Большие изменения происходили на флоте. В конце 50-х гг. появились первые, ещё громоздкие и тихоходные броненосцы (поначалу броня навешивалась на деревянный корпус), но затем, в 60-е гг., конструкция военных судов совершенствуется: суда строятся целиком из металла, броня становится толще, над палубой возвышаются вращающиеся орудийные башни. Деревянный военный флот заканчивает своё существование.

В этот же период проводились опыты по созданию подводных лодок. Ещё в конце XVIII — начале XIX в. Р. Фул-тон предлагал сначала французскому, а затем английскому правительству построить подводную лодку и проводил необходимые опыты. Но его проект никого не заинтересовал. Механизмы его деревянной лодки были рассчитаны на мускульную силу команды. Своей лодке он хотел дать название «Наутилус» (кораблик). После того как французский писатель Жюль Верн назвал «Наутилусом» воображаемый подводный корабль будущего в романе «20 000 лье под водой» (1868), идея Фултона получила широкую известность.

Железная подводная лодка была построена в России в 1834—1836 гг. конструктором К. А. Шильдером, но и её двигатели должны были обслуживаться мускульной силой.

Происходит развитие ракетного оружия. Английский конструктор У. Конгрив разработал несколько типов зажигательных ракет, принятых на вооружение в британской армии и на флоте. Также были созданы фугасные ракеты.

Развитие промышленности и появление новых материалов способствовали успехам в развитии военной техники, и, в свою очередь, потребности военной техники ускоряли темпы модернизации.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru